Представляя депортацию калмыков: от Поездов памяти к медиапроектам
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-1-117-135
Аннотация
Статья посвящена исторической политике в области культуры на материале Калмыкии. Проанализировано, как актуальная для калмыцкой идентичности тема тотальной депортации калмыков и их жизни в Сибири в качестве спецпереселенцев в 1943-1957 гг. отражается в организованных государством театрализованных акциях (таких как митинги памяти, Поезда памяти) и в визуальных медиапроектах (документальные фильмы «Они смогли и мы сможем», 2017, «Калмыки: Возвращение», 2018, «Сестры», 2020). Показана динамика в трактовке этого периода, еще недавно закрытого для публичного обсуждения, с 1990-х годов по настоящее время: от драматизированных оценок к более мягким, вписывающим историю депортации калмыков в историю Великой Отечественной войны. Автор делает вывод, что театрализованные мероприятия и визуальные медиапроекты - важное поле культурного производства, в котором государство видит не только зрелищную составляющую, но и лабораторию, в которой произрастают новые смыслы социального.
Ключевые слова
Рецензия
Для цитирования:
Гучинова Э.М. Представляя депортацию калмыков: от Поездов памяти к медиапроектам. Шаги/Steps. 2021;7(1):117-135. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-1-117-135
For citation:
Guchinova E. Performing the deportation of Kalmyks: From Memory Trains to media projects. Shagi / Steps. 2021;7(1):117-135. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-1-117-135