Спектакль-променад «Свинарка и пастух»: ресайклинг фильма в декорациях ВДНХ
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-140-160
Аннотация
В статье проводится анализ сайт-специфического спектакля Мобильного художественного театра «Свинарка и пастух» (2019), в основе которого лежит одноименный фильм И. А. Пырьева 1941 г. Спектакль-променад рассматривается в контексте культурных проектов, связанных с интерпретацией образа и пространства ВДНХ в постсоветский период (Русский павильон на Венецианской архитектурной биеннале 2016 г. и др.). Показано, что оригинальная концепция выставки 1930-х годов оказала влияние на советскую комедию, а затем подверглась ре- сайклингу в спектакле «Свинарка и пастух». Спектакль продолжает темы мультикультурности и транснационализма, заложенные в генеральный план ВДНХ. Кроме того, променаду удалось передать опыт переживания архитектуры. Рецепция пространства осуществляется сквозь призму личных историй (архитектора В. К. Олтаржевского, драматурга В. М. Гусева, оператора В. Е. Павлова), описание ключевых локаций (фонтан «Дружба народов»), линию новых Глаши и Мусаиба, которых играют экспаты Ян Гэ и Один Байрон. Финал «Свинарки и пастуха» демонстрирует притягательность ВДНХ, воплощающую золотой век советской архитектуры, несмотря на многокомпонентность ее прошлого.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. СеменоваРоссия
Наталья Валерьевна Семенова кандидат филологических наук доцент, кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9 Тел.: +7 (812) 328-08-42
Список литературы
1. Бишоп 2018 — Бишоп К. Искусственный ад: Партиципаторное искусство и политика зрительства / Пер. с англ. М.: V-A-C press, 2018.
2. Вьюгин 2021 — Вьюгин В. «Культурный ресайклинг»: к истории понятия (1960-1990-е годы) // Новое литературное обозрение. 2021. № 3. С. 13-32.
3. Гордиенко 2017 — ГорДиенко Е. И. Спектакли in situ: документальное пространство игры // Шаги/Steps. T. 3. № 3. 2017. С. 81-96.
4. Кларк 2018 — Кларк К. Москва, четвертый Рим: сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931-1941) / Пер. с англ. М.: Нов. лит. обозрение, 2018.
5. Монастырский 2015 — Монастырский А. ВДНХ — столица мира. Шизоанализ // World Art Музей. 2015. № 15-16: Московский концептуализм. С. 389-396.
6. Никологорская 2013 — Никологорская О. Олтаржевский. М.: Молодая гвардия, 2013.
7. Туровская 2015 — Туровская М. Зубы дракона: Мои 30-е годы. М.: АСТ; CORPUS, 2015.
8. Хоскинг 2012 — Хоскинг Дж. Правители и жертвы: Русские в Советском Союзе / Пер. с англ. М.: Нов. лит. обозрение, 2012.
9. Biggin 2017 — Biggin R. Immersive theatre and audience experience: Space, game and story in the work of Punchdrunk. Cham: Palgrave Macmillan, 2017.
10. Birch 2012 — Birch A. Repetition and performativity: Site-specific performance and film as liv¬ing monument // Performing site-specific theatre: Politics, place, practice / Ed. by A. Birch, J. Tompkins. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. P. 118-134.
11. Ferdman 2013 — Ferdman B. A new journey through other spaces: Contemporary performance beyond “site-specific” // Theatre. Vol. 43. No. 2. 2013. P. 5-25.
12. Forest, Johnson 2002 — Forest B., Johnson J. Unraveling the threads of history: Soviet-era monuments and post-Soviet national identity in Moscow // Annals of the Association of American Geographers. Vol. 92. No. 3. 2002. P. 524-547.
13. High 2011 — High S. Mapping memories of displacement: Oral history, memoryscapes, and mobile methodologies // Place, writing, and voice in oral history / Ed. by S. Trower. New York: Palgrave Macmillan, 2011. P. 217-231.
14. Kaye 2000 — Kaye N. Site-specific art: Performance, place and documentation. London; New York: Routledge, 2000.
15. Khapaeva 2012 — Khapaeva D. Soviet and post-Soviet Moscow: Literary reality or nightmare? // Soviet and post-Soviet identities / Ed. by M. Bassin, C. Kelly. New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 171-190.
16. Kurkovsky 2007 — Kurkovsky D. Monumentalizing wheat: Soviet dreams of abundance // Gas- tronomica. Vol. 7. No. 1. 2007. P. 15-17.
17. Lee 2015 — Lee S. S. The ethnic avant-garde: Minority cultures and world revolution. New York: Columbia Univ. Press, 2015.
18. Machon 2016 — Machon J. On being immersed: The pleasure of being: Washing, feeding, holding // Reframing immersive theatre: The politics and pragmatics of participatory perfor¬mance / Ed. by J. Frieze. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 29-41.
19. Machon 2019 —The Punchdrunk encyclopaedia / Written and prepared by J. Machon with Punchdrunk. 1st ed. London; New York: Routledge, 2019.
20. McEvoy 2015 — McEvoy W. In between the visible and the hidden: Modalities of seeing in site-specific performance // Theatre as voyeurism: The pleasures of watching / Ed. by G. Rodos- thenous. London: Palgrave Macmillan, 2015. P 88-107.
21. Mozhayev 2005 — Mozhayev A. Exhibitionism: Soviet style // Russian Life. Vol. 48. No. 2. 2005. P. 48-53.
22. Sahadeo 2019 — Sahadeo J. Voices from the Soviet edge: Southern migrants in Leningrad and Moscow. Ithaca, London: Cornell Univ. Press, 2019.
23. Schonle 2020 — Schonle A. Appropriating Stalinist heritage: State rhetoric and urban transfor-mation in the repurposing of VDNKh // Re-centring the city global mutations of socialist modernity/ Ed. by J. Bach, M. Murawski. London: UCL Press, 2020. P. 44-62.
24. Slezkine 1994 — Slezkine Y. The USSR as a communal apartment, or How a Socialist state promoted ethnic particularism // Slavic Review. Vol. 53. No. 2. 1994. P. 414-452.
25. Smith 2013 — Smith P. Turning tourists into performers: Revaluing agency, action and space in sites of heritage tourism // Performance Research. Vol. 18. No. 2. 2013. P 102-113.
26. Smith 2019 — Smith P. Making site-specific theatre and performance: A handbook. London: Macmillan International Higher Education, Red Globe Press, 2019.
27. Tompkins 2012 — Tompkins J. The ‘place' and practice of site-specific theatre and performance // Performing site-specific theatre: Politics, place, practice / Ed. by A. Birch, J. Tomp¬kins. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. P. 1-17.
28. Turner 2015 — Turner C. Dramaturgy and architecture: Theatre, utopia and the built environment. New York: Palgrave Macmillan, 2015.
Рецензия
Для цитирования:
Семенова Н.В. Спектакль-променад «Свинарка и пастух»: ресайклинг фильма в декорациях ВДНХ. Шаги/Steps. 2022;8(1):140-160. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-140-160
For citation:
Semenova N.V. Promenade “They met in Moscow”: Cultural recycling of the film in the scenery of VDNKh. Shagi / Steps. 2022;8(1):140-160. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-140-160