Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Спектакль-променад «Свинарка и пастух»: ресайклинг фильма в декорациях ВДНХ

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-140-160

Аннотация

В статье проводится анализ сайт-специфического спектакля Мобильного художественного театра «Свинарка и пастух» (2019), в основе которого лежит одноименный фильм И. А. Пырьева 1941 г. Спектакль-променад рассматривается в контексте культурных проектов, связанных с интерпретацией об­раза и пространства ВДНХ в постсоветский период (Русский па­вильон на Венецианской архитектурной биеннале 2016 г. и др.). Показано, что оригинальная концепция выставки 1930-х годов оказала влияние на советскую комедию, а затем подверглась ре- сайклингу в спектакле «Свинарка и пастух». Спектакль продол­жает темы мультикультурности и транснационализма, заложен­ные в генеральный план ВДНХ. Кроме того, променаду удалось передать опыт переживания архитектуры. Рецепция простран­ства осуществляется сквозь призму личных историй (архитек­тора В. К. Олтаржевского, драматурга В. М. Гусева, оператора В. Е. Павлова), описание ключевых локаций (фонтан «Дружба на­родов»), линию новых Глаши и Мусаиба, которых играют экспаты Ян Гэ и Один Байрон. Финал «Свинарки и пастуха» демонстриру­ет притягательность ВДНХ, воплощающую золотой век советской архитектуры, несмотря на многокомпонентность ее прошлого.

Об авторе

Н. В. Семенова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Наталья Валерьевна Семенова кандидат филологических наук доцент, кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9 Тел.: +7 (812) 328-08-42



Список литературы

1. Бишоп 2018 — Бишоп К. Искусственный ад: Партиципаторное искусство и политика зрительства / Пер. с англ. М.: V-A-C press, 2018.

2. Вьюгин 2021 — Вьюгин В. «Культурный ресайклинг»: к истории понятия (1960-1990-е годы) // Новое литературное обозрение. 2021. № 3. С. 13-32.

3. Гордиенко 2017 — ГорДиенко Е. И. Спектакли in situ: документальное пространство игры // Шаги/Steps. T. 3. № 3. 2017. С. 81-96.

4. Кларк 2018 — Кларк К. Москва, четвертый Рим: сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931-1941) / Пер. с англ. М.: Нов. лит. обозрение, 2018.

5. Монастырский 2015 — Монастырский А. ВДНХ — столица мира. Шизоанализ // World Art Музей. 2015. № 15-16: Московский концептуализм. С. 389-396.

6. Никологорская 2013 — Никологорская О. Олтаржевский. М.: Молодая гвардия, 2013.

7. Туровская 2015 — Туровская М. Зубы дракона: Мои 30-е годы. М.: АСТ; CORPUS, 2015.

8. Хоскинг 2012 — Хоскинг Дж. Правители и жертвы: Русские в Советском Союзе / Пер. с англ. М.: Нов. лит. обозрение, 2012.

9. Biggin 2017 — Biggin R. Immersive theatre and audience experience: Space, game and story in the work of Punchdrunk. Cham: Palgrave Macmillan, 2017.

10. Birch 2012 — Birch A. Repetition and performativity: Site-specific performance and film as liv¬ing monument // Performing site-specific theatre: Politics, place, practice / Ed. by A. Birch, J. Tompkins. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. P. 118-134.

11. Ferdman 2013 — Ferdman B. A new journey through other spaces: Contemporary performance beyond “site-specific” // Theatre. Vol. 43. No. 2. 2013. P. 5-25.

12. Forest, Johnson 2002 — Forest B., Johnson J. Unraveling the threads of history: Soviet-era monuments and post-Soviet national identity in Moscow // Annals of the Association of American Geographers. Vol. 92. No. 3. 2002. P. 524-547.

13. High 2011 — High S. Mapping memories of displacement: Oral history, memoryscapes, and mobile methodologies // Place, writing, and voice in oral history / Ed. by S. Trower. New York: Palgrave Macmillan, 2011. P. 217-231.

14. Kaye 2000 — Kaye N. Site-specific art: Performance, place and documentation. London; New York: Routledge, 2000.

15. Khapaeva 2012 — Khapaeva D. Soviet and post-Soviet Moscow: Literary reality or nightmare? // Soviet and post-Soviet identities / Ed. by M. Bassin, C. Kelly. New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 171-190.

16. Kurkovsky 2007 — Kurkovsky D. Monumentalizing wheat: Soviet dreams of abundance // Gas- tronomica. Vol. 7. No. 1. 2007. P. 15-17.

17. Lee 2015 — Lee S. S. The ethnic avant-garde: Minority cultures and world revolution. New York: Columbia Univ. Press, 2015.

18. Machon 2016 — Machon J. On being immersed: The pleasure of being: Washing, feeding, holding // Reframing immersive theatre: The politics and pragmatics of participatory perfor¬mance / Ed. by J. Frieze. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 29-41.

19. Machon 2019 —The Punchdrunk encyclopaedia / Written and prepared by J. Machon with Punchdrunk. 1st ed. London; New York: Routledge, 2019.

20. McEvoy 2015 — McEvoy W. In between the visible and the hidden: Modalities of seeing in site-specific performance // Theatre as voyeurism: The pleasures of watching / Ed. by G. Rodos- thenous. London: Palgrave Macmillan, 2015. P 88-107.

21. Mozhayev 2005 — Mozhayev A. Exhibitionism: Soviet style // Russian Life. Vol. 48. No. 2. 2005. P. 48-53.

22. Sahadeo 2019 — Sahadeo J. Voices from the Soviet edge: Southern migrants in Leningrad and Moscow. Ithaca, London: Cornell Univ. Press, 2019.

23. Schonle 2020 — Schonle A. Appropriating Stalinist heritage: State rhetoric and urban transfor-mation in the repurposing of VDNKh // Re-centring the city global mutations of socialist modernity/ Ed. by J. Bach, M. Murawski. London: UCL Press, 2020. P. 44-62.

24. Slezkine 1994 — Slezkine Y. The USSR as a communal apartment, or How a Socialist state promoted ethnic particularism // Slavic Review. Vol. 53. No. 2. 1994. P. 414-452.

25. Smith 2013 — Smith P. Turning tourists into performers: Revaluing agency, action and space in sites of heritage tourism // Performance Research. Vol. 18. No. 2. 2013. P 102-113.

26. Smith 2019 — Smith P. Making site-specific theatre and performance: A handbook. London: Macmillan International Higher Education, Red Globe Press, 2019.

27. Tompkins 2012 — Tompkins J. The ‘place' and practice of site-specific theatre and performance // Performing site-specific theatre: Politics, place, practice / Ed. by A. Birch, J. Tomp¬kins. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. P. 1-17.

28. Turner 2015 — Turner C. Dramaturgy and architecture: Theatre, utopia and the built environment. New York: Palgrave Macmillan, 2015.


Рецензия

Для цитирования:


Семенова Н.В. Спектакль-променад «Свинарка и пастух»: ресайклинг фильма в декорациях ВДНХ. Шаги/Steps. 2022;8(1):140-160. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-140-160

For citation:


Semenova N.V. Promenade “They met in Moscow”: Cultural recycling of the film in the scenery of VDNKh. Shagi / Steps. 2022;8(1):140-160. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-140-160

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)