Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Драконций как пропагандист и историк: дидактический смысл римской истории в «Хвале Господу»

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-2-57-67

Аннотация

В статье предлагается новая интерпретация третьей книги богословской поэмы «Хвала Господу» (De Laudibus Dei) позднеантичного поэта из Карфагена Блоссия Эмилия Драконция. Обычно исследователи понимают ее как антиязыческий манифест. Однако сравнительный анализ с другими произведениями этого автора, среди которых мифологические поэмы «Похищение Елены», «Трагедия Ореста», «Медея», а также написанное в тюрьме в качестве стихотворной просьбы о помиловании «Искупление», показывает, что основной конфликт в этой части поэмы был далек от проблемы христианско-языческого противостояния, ее текст имел совершенно иную дидактическую окраску, вполне конкретные политические цели и конкретных адресатов. Выводы статьи позволяют пролить свет на взаимоотношения «интеллектуальной» римской и «силовой» вандальской группами элит в северной Африке рубежа V и VI вв.

Об авторе

И. М. Никольский
Российский государственный гуманитарный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Институт всеобщей истории РАН
Россия

Иван Михайлович Никольский - кандидат исторических наук, доцент, кафедра классической филологии, Российский государственный гуманитарный университет; доцент, кафедра всеобщей истории, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН

125993, Москва, Миусская пл., д. 6, Тел.: +7 (495) 250-69-38

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82, Тел.: +7 (499) 956-96-47

119334, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Тел.: +7 (495) 954-44-82



Список литературы

1. Гаспаров 1970 — Гаспаров М. Л. Драконтий // Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1970. С. 118–127.

2. Гаспаров 2003 — Гаспаров М. Л. «Латинская Антология» в вандальском Карфагене // Поэты «Латинской Антологии» / Вступ. ст. М. Л. Гаспарова; Сост. и примеч. М. Л. Гаспарова, Ю. Ф. Шульца; Общ. ред. М. Л. Гаспарова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С. 3–11.

3. Никольский 2019a — Никольский И. М. Политический дискурс в «Похищении Елены» Драконция. Исторические заметки // Диалог со временем. Вып. 67. 2019. С. 273–282.

4. Никольский 2019b — Никольский И. М. Политический смысл «Медеи» Драконция // Вестник древней истории. Т. 79. № 2. 2019. С. 327–334. URL: https://doi.org/10.31857/S032103910005037-3.

5. Никольский 2021 — Никольский И. М. Христианский апологет или римский патриот? Драконций и exempla virorum в его «Хвале Господу» (LD III. 250–467) // Вестник древней истории. Т. 81. № 3. 2021. C. 649–658. URL: https://doi.org/10.31857/S032103910011314-8.

6. Bright 1987 — Bright D. F. The miniature epic in Vandal Africa. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1987.

7. Cichon´ 2015 — Cichon´ N. Obraz niedoli w pieśni weselnej, czyli epitalamia Drakoncjusza jako przykład jego nowatorstwa // Collectanea Philologica. T. 18. 2015. S. 79–89.

8. Diederich 2019 — Diederich S. Dracontius auf Konfrontationskurs: Widerständige Positionen in “De laudibus Dei” // Dichtung zwischen Römern und Vandalen. Tradition, Transformation und Innovation in den Werken des Dracontius / Hrsg. von K. Pohl. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2019. S. 261–272.

9. Friedlaender 1849 — Friedlaender J. Die Münzen der Vandalen. Leipzig: Georg Wigand Verlag, 1849.

10. Hays 2004 — Hays G. ‘Romuleis Libicisque Litteris’: Fulgentius and the ‘Vandal Renaissance’ // Vandals, Romans and Berbers: New perspectives on Late Antique North Africa / Ed. by A. Merrills. Aldershot: Ashgate, 2004. P. 101–132.

11. Hen 2007 — Hen Y. Roman Barbarians: The royal court and culture in the Early Medieval West. Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan, 2007.

12. Labarre 2015 — Labarre S. Dracontius et les ‘crimes’ des héros païens: historiographie, quête du salut et drames humains // Littérature, politique et religion en Afrique vandale / Ed. É. Wolff. Paris; Turnhout: Brepols, 2015. P. 229–242.

13. Pavlovskis 1965 — Pavlovskis Z. Statius and the Late Latin epithalamia // Classical Philology. Vol. 60. No. 3. 1965. P. 164–177.

14. Roberts 1989 — Roberts M. The use of myth in Latin epithalamia from Statius to Venantius Fortunatus // Transactions of the American Philological Association (1974–2014). Vol. 119. 1989. P. 321–348.

15. Romano 1959 — Romano D. Studi Draconziani. Palermo: U. Manfredi editore, 1959.

16. Simons 2005 — Simons R. Dracontius und der Mythos. Christliche Weltsicht und pagane Kultur in der ausgehenden Spätantike. München: K. G. Saur, 2005.

17. Tommasi Morescini 2010 — Tommasi Morescini Ch. O. Roman and Christian history in Dracontius’ De Laudibus Dei // Papers presented at the Fifteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford, 2007 / Ed. by J. Baun, A. Cameron, M. J. Edwards,

18. M. Vinzent. Leuven; Paris; Walpole: Peeters, 2010. P. 303–308. (Studia Patristica; 44–49). Whelan 2018 — Whelan R. Being Christian in Vandal Africa: The politics of orthodoxy in the post-imperial West. Oakland: Univ of California Press, 2018.

19. Wroth 1911 — Wroth W. Catalogue of the coins of the Vandals, Ostrogoths and Lombards, and of the Empires of Thessalonica, Nicaea and Trebizond in the British Museum. London: Printed by order of the Trustees, 1911.


Рецензия

Для цитирования:


Никольский И.М. Драконций как пропагандист и историк: дидактический смысл римской истории в «Хвале Господу». Шаги/Steps. 2023;9(2):57-67. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-2-57-67

For citation:


Nikolsky I.M. Dracontius as propagandist and historian: Didactic meaning of Roman history in De Laudibus Dei. Shagi / Steps. 2023;9(2):57-67. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-2-57-67

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)