Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

«Гайдар и сегодня в строю…» (о каноне советского детского чтения и его ресайклинге)

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-125-146

Аннотация

Статья посвящена востребованности и сопутствующей реинтерпретации советского литературного наследия в 2000-е годы. Творчество Аркадия Гайдара, признанного лучшим советским детским писателем еще при жизни и имевшего репутацию автора, в полной мере выразившего советские ценности — героизм в борьбе за установление советской власти и коллективизм, — в советский период было широко доступно читателям-детям, так как и тиражи изданий его произведений, и количество переизданий (в том числе в школьных хрестоматиях) были весьма значительны. Гайдар находился в десятке лидеров по количеству тиражей и регулярности переизданий произведений. На основе изучения истории издания произведений Гайдара с 1926 по 1984 г. установлены издательские и педагогические предпочтения в отборе произведений для переиздания: чаще всего внушительными тиражами переиздавалась «Сказка о Военной Тайне», идейное содержание которой состояло в прославлении героической жертвы во имя установления советской власти. В 1990-е годы переиздание произведений Гайдара резко сократилось, изменился и состав издаваемых книг, первое место по издаваемости занимает рассказ «Чук и Гек», посвященный изображению повседневной семейной жизни. В 2000– 2022 гг. наиболее переиздаваемой становится повесть «Тимур и его команда», транслирующая ценности классовой взаимопомощи и коллективизма. Издание остальных произведений Гайдара также демонстрирует заметное изменение акцентов: резко снизилось число изданий повестей «Школа» и «Р. В. С.», имеющих временнýю контекстуализацию в исторических событиях Октябрьской революции и Гражданской войны. Это позволяет говорить о том, что мобилизационный нарратив, свойственный в целом творчеству Гайдара, утрачивает историческую обусловленность (революцией и Гражданской войной). Вместе с тем переиздание произведений о мирном времени, которое протекает в непосредственной близости от военных действий, требующих мобилизационных усилий как от взрослых, так и от детей, реактуализировалось в текущем книжном предложении для юных читателей. О реактуализации свидетельствуют и недавние инициативы по возвращению творчества Гайдара в школьную программу.

Об авторе

С.  Г.  Маслинская
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Россия

Светлана Геннадьевна Маслинская, кандидат филологических наук старший научный сотрудник, Центр исследований детской литературы

199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4



Список литературы

1. Вдовин, Лейбов 2013 — Acta Slavica Estonica IV: Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, [т.] 9: Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон / Ред. А. Вдовин, Р. Лейбов. Тарту: [Tartu Ülikooli Kirjastus = Univ. of Tartu Press], 2013.

2. Литовская 2010 — Литовская М. А. Воюющие дети в русской литературе первой половины XX века // Homo Militaris: Литература войны и о войне. История, мифология, поэтика: Материалы Третьих междунар. науч. чтений «Калуга на литературной карте России». Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2010. С. 93–99.

3. Маслинский 2022 — Маслинский К. Библиография детской книги 1918–1984 // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 2022. https://doi.org/10.31860/openlit-2022.12-B010.

4. Маслинский, Маслинская 2022 — Маслинский К., Маслинская С. В канон через тираж: о неравенстве доступа писателей к печати детских книг в советскую эпоху // Детские чтения. 2022. № 2 (22). С. 145–173. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-145-173.

5. Фатеев 2007 — Фатеев А. В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР. М.: МАКС Пресс, 2007.


Рецензия

Для цитирования:


Маслинская С.Г. «Гайдар и сегодня в строю…» (о каноне советского детского чтения и его ресайклинге). Шаги/Steps. 2024;10(1):125-146. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-125-146

For citation:


Maslinskaya S.G. “Gaidar remains in formation today...” (on the canon of Soviet children’s reading and cultural recycling). Shagi / Steps. 2024;10(1):125-146. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-125-146

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)