Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Фотографика в дизайне обложек музыкальных альбомов 1970–2010-х годов в контексте идей Андре Руйе

EDN: PYQMYB

Аннотация

В статье рассматривается применение фотографии в графическом дизайне, раскрывается понятие фотографики как специального направления работы с фотографией. Показан возможный вариант выстраивания системы, по которой функционирует фотография в дизайне. Для анализа фотографики автор применяет метод экстраполяции, перенося идею французского искусствоведа Андре Руйе о четырех функциях фотографии на частный случай ее применения в графическом дизайне. Анализируется текст книги А. Руйе «Фотография: между документом и современным искусством». Автор рассматривает четыре функции, о которых пишет Руйе: фотография как документ, фотография как выражение, фотография как инструмент и фотография как художественный материал. Фотография как документ обнаруживает тесную связь с референтом, обозначает изображенное, находит частое применение в дизайн-проектах. Фотография как выражение наделяет изображение бóльшим смыслом, чем экфрастическое прочтение изображения, и используется для создания атмосферных образов со скрытыми смыслами и деталями. Фотография дает дизайнеру мощный инструментарий для конструирования новых образов. Фотография как художественный материал позволяет создавать дизайн-проекты, сопоставимые с произведениями искусства по глубине замысла и реализации. Каждая функция рассмотрена на примерах дизайна обложек музыкальных альбомов 1970–2010-х годов. По итогам исследования автор приходит к заключению, что предложенная Руйе концепция применима как к теории графического дизайна (для изучения созданных объектов), так и в качестве практического руководства для создания новых объектов графического дизайна.

Об авторе

А. Ю. Пронина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Аспирантская школа по искусству и дизайну
Россия

Анастасия Юрьевна Пронина, преподаватель, Школа дизайна; аспирантка

115054, Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12



Список литературы

1. Барт 2011 — Барт Р. Camera lucida: Комментарии к фотографии / Пер. с фр., послесл. и коммент. М. К. Рыклина. М: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011.

2. Гавришина 2015 — Гавришина О. Фотография: исследовательский ландшафт последней трети XX столетия (Рец. на кн.: Руйе А. Фотография: Между документом и современным искусством. СПб., 2014) // Новое литературное обозрение. 2015. № 6 (136). С. 317–320.

3. Лаврентьев 2015 — Лаврентьев А. Н. Фотографика в системе образования дизайнераграфика // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2015. № 3. С. 14–28.

4. Пирс 2011 — Пирс Ч. С. Что такое знак? / Пер. А. А. Аргамаковой под ред. Е. В. Борисова // Вестник Томского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7). С. 88–95.

5. Пронина 2012 — Пронина А. Ю. Фотографика. История термина, его значение и местоположение в системе искусств // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2012. № 4. С. 50–55.

6. Руйе 2014 — Руйе А. Фотография: Между документом и современным искусством / Пер. с фр. М. Михайлова. СПб.: Клаудберри, 2014.

7. Степанов 2022 — Степанов М. А. Воображение фотографии // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 4 (49). С. 148–151. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_4_148.

8. Филь, Филь 2008 — Филь Ш., Филь П. Графический дизайн XXI века / Пер. с англ. И. М. Борисова. М.: Астрель, 2008.

9. Хеллер, Чваст 2016 — Хеллер С., Чваст С. Эволюция графических стилей: От викторианской эпохи до нового века / Пер. с англ. И. Форонова. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева. 2016.

10. Черневич 1979 — Черневич Е. В. Из истории графического дизайна // Советское фото. 1979. № 2. С. 18—19.

11. Barreau 2007 — Barreau S. André Rouillé. La photographie: Entre document et art contemporain. Paris. Gallimard, coll. “Folio /Essais”, 2005, 704 pages: [Compte rendu] // Ethnologie française. Vol. 37. No. 1. 2007. Р. 165–167.

12. Carson, Meggs 1999 — Carson D. Fotografiks: An equilibrium between photography and design through graphic expression that evolves from content / Text by Ph. Meggs. Richmond: Gingko Press Inc., 1999.

13. Moholy-Nagy 1928 — Moholy-Nagy L. Photographie, mise en forme de la lumière // Moholy-Nagy L. Painture, photographie, film et autres ecrits sur la photographie. Nimes: Jacqueline Chambon, 1993. P. 152–153.

14. Muller 2022 — Muller J. The history of graphic design: 1890 — today. Los Angeles: Taschen, 2022.

15. Roberts 2015 — Roberts C. Graphic design visionaries. London: Laurence King, 2015.

16. Rouillé 2005 — Rouillé А. La photographie: Entre document et art contemporain. Paris: Gallimard, 2005.

17. Torgerson, Curzon 2007 — Torgerson S, Curzon P. Mind over matter: The images of Pink Floyd. London: Omnibus Press, 2007.


Рецензия

Для цитирования:


Пронина А.Ю. Фотографика в дизайне обложек музыкальных альбомов 1970–2010-х годов в контексте идей Андре Руйе. Шаги/Steps. 2025;11(2):164-187. EDN: PYQMYB

For citation:


Pronina A.Yu. Fotografiks in cover design of music albums (1970s–2010s) in the context of André Rouillé’s ideas. Shagi / Steps. 2025;11(2):164-187. (In Russ.) EDN: PYQMYB

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)