Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Совместное проектирование: к новой экологической парадигме в искусстве и дизайне

EDN: PXIQCR

Аннотация

В статье рассматривается переосмысление природы в современных художественных и дизайнерских практиках. Специальное внимание уделяется использованию живых организмов, которые становятся инструментом дизайна и меняют процессы производства, сельского хозяйства, культуры питания, медицины, одежды и источников энергии. В многочисленных исследованиях проектирование, осуществляемое совместно с живыми организмами, определяется как новая экологическая парадигма, которая выступает как решение катастрофических последствий промышленной революции и современных методов производства. В работе анализируются подход к искусству и дизайну, основанный на подражании природе, ее имитации, и биоинтегрированный подход, использующий живые материалы и процессы. Сделан вывод, что оба подхода основаны на одном и том же научном методе, подразумевающем междисциплинарную проектную деятельность и сотрудничество между художниками, дизайнерами, биологами и представителями соответствующих научных областей. Особое внимание уделено описанию терминов с компонентом био-, таких как биоморфизм, биомиметика, биомимикрия и бионика, которые являются частью биовдохновленного подхода. Отмечается существенное отличие биомиметики и биомимикрии от практики биодизайна, когда живые организмы используются в качестве основного компонента продукта. Выделяется два способа работы с живым организмом: путем выбора биологического сырья растительного, животного или микробного происхождения и участия живого компонента в функционировании продукта. Таким образом, в статье показано, как художники и дизайнеры в рамках новой экологической парадигмы работают с живыми материалами и пытаются выйти за рамки человекоцентрированного понимания к проектированию с помощью природы. В заключении обозначен ряд проблем, связанных с масштабированием данной практики и применением прототипов продуктов к реальному производству.

Об авторе

О. В. Дьяченкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ольга Викторовна Дьяченкова, аспирантка, Аспирантская школа по искусству и дизайну, факультет креативных индустрий

109028, Москва, Покровский б-р, д. 11



Список литературы

1. Байкова 2011 — Байкова Е. В. Биоморфизм как система образного моделирования в культуре: Дис. … д-ра культурологии / Саратовский гос. тех. ун-т. Саратов, 2011. Стрижак, Казакова 2020 — Стрижак А. В., Казакова Н. Ю. К вопросу о происхождении и использовании термина «биоморфизм» // Дизайн и технологии. № 78 (120). 2020. С. 14–21.

2. Шукурова б. д. — Шукурова А. Н. «Искусства и ремёсла» // Большая российская энциклопедия: [Электрон. версия]. URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2022363.

3. Bennett 2004 — Bennett J. The force of things: Steps toward an ecology of matter // Political Theory. Vol. 32. No. 3. 2004. P. 347–372. https://doi.org/10.1177/0090591703260853.

4. Benyus 1997 — Benyus J. Biomimicry: Innovation inspired by nature. New York: Harper Collins Publishers, 1997.

5. Braidotti 2013 — Braidotti R. Posthuman humanities // European Educational Research Journal. Vol. 12. No. 1. 2013. P. 1–19. https://doi.org/10.2304/eerj.2013.12.1.1.

6. Carson 1962 — Carson R. Silent spring. Boston: Houghton Mifflin, 1962.

7. Chayaamor-Heil et al. 2024 — Chayaamor-Heil N., Houette T., Demirci Ö., Badarnah L. The potential of co-designing with living organisms: Towards a new ecological paradigm in architecture // Sustainability. Vol. 16. No. 2. 2024. 673. https://doi.org/10.3390/su16020673.

8. Fayemi et al. 2014 — Fayemi P. E., Maranzana N., Aoussat A., Bersano G. Bio-inspired design characterisation and its links with problem solving tools // Proceedings of the 13th International Design Conference — Design 2014. May 19–22, 2014, Dubrovnik — Croatia. Vol. 1 / Ed. by D. Marjanov, M. Storga, N. Pavkovic, N. Bojcetic. Dubrovnik: Sveučilišna tiskara, 2014. P. 173–182.

9. Fisch 2017— Fisch M. The nature of biomimicry: Toward a novel technological culture // Science, Technology, & Human Values. Vol. 42. No. 5. 2017. P. 795–821. https://doi.org/10.1177/0162243916689599.

10. Frosch, Gallopoulos 1989 — Frosch R. A., Gallopoulos N. E. Strategies for manufacturing // Scientific American. Vol. 261. No. 3. 1989. P. 144–152. https://doi.org/10.1038/scientificamerican0989-144.

11. Fu et al. 2014 — Fu K., Moreno D., Yang M., Wood K. L. Bio-inspired design: An overview investigating open questions from the broader field of design-by-analogy // Journal of Mechanical Design. Vol. 136. No. 11. 2014. 111102. https://doi.org/10.1115/1.4028289.

12. Fuller, Kuromiya 1982 — Fuller R. B., Kuromiya K. Critical path. New York: St. Martin’s Griffin, 1982.

13. Haddon 1914 — Haddon A. С. Evolution in art: As illustrated by the life-histories of designs. London: Walter Scott, 1914.

14. Hayes et al. 2020 — Hayes S., Desha C., Baumeister D. Learning from nature — biomimicry innovation to support infrastructure sustainability and resilience // Technological Forecasting and Social Change. Vol. 161. 2020. 120287. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120287.

15. Jacobs 2014 — Jacobs S. Biomimetics: A simple foundation will lead to new insight about process // International Journal of Design & Nature and Ecodynamics. Vol. 9. No. 2. 2014: 9. P. 83–94. https://doi.org/10.2495/DNE-V9-N2-83-94.

16. Karana et al. 2020 — Karana E., Barati B., Giaccardi E. Living artefacts: Conceptualizing livingness as a material quality in everyday artefacts // International Journal of Design. Vol. 14. No. 3. 2020. P. 37–53.

17. Migayrou 2013 —Migayrou F. Naturalizing architecture // Naturaliser l’architecture = Naturalizing architecture / Ed. by M. A. Brayer, F. Migayrou. Orleans: HYX, 2013. P. 38–59.

18. Myers 2012 — Myers W. Bio design: Nature. Science. Creativity. New York: Thames and Hudson, 2012.

19. Myers 2022 — Myers W. Emerging bioart and biodesign: [E-book] / With contributions from G. McDowall, R. Baaklini, X. van der Eijk. 2022. (Bio Art & Design Award). URL: https://www.badaward.nl/assets/site/Emerging20Bioart202620Biodesign-gecomprimeerd.pdf.

20. Papanek 1971 — Papanek V. Design for the real world: Human ecology and social change. New York: Pantheon Books, 1971.

21. Pedersen Zari 2019 — Pedersen Zari M. Regenerative urban design and ecosystem biomimicry. London: Routledge, 2019.

22. Pohl, Nachtigall 2015 — Pohl G., Nachtigall W. Biomimetics for architecture & design: Nature — analogies — technology. Berlin: Springer, 2015.

23. Smith et al. 2020 — Smith R. S. H., Bader C., Sharma S., Kolb D., Tang T. C., Hosny A., Moser F., Weaver J. C., Voigt C. A., Oxman N. Hybrid living materials: Digital design and fabrication of 3D multimaterial structures with programmable biohybrid surfaces // Advanced Functional Materials. Vol. 30. No. 7. P. 1–14. https://doi.org/10.1002/adfm.201907401.

24. Williams, Collet 2020 — Williams N., Collet C. Biodesign and the allure of “grow-made” textiles: An interview with Carole Collet // GeoHumanities. Vol. 7. No. 1. 2020. P. 345–357. https:// doi.org/10.1080/2373566X.2020.1816141.


Рецензия

Для цитирования:


Дьяченкова О.В. Совместное проектирование: к новой экологической парадигме в искусстве и дизайне. Шаги/Steps. 2025;11(2):150-163. EDN: PXIQCR

For citation:


Dyachenkova O.V. Co-design: Towards a new ecological paradigm in art and design. Shagi / Steps. 2025;11(2):150-163. (In Russ.) EDN: PXIQCR

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)