Влияние публичной сферы на стратегии художников в перформансе 1990-х годов
EDN: KOEIBG
Аннотация
В статье предлагается анализ российского перформанса 1990-х годов через концепцию публичной сферы немецкого философа Юргена Хабермаса. Позднесоветский перформанс характеризовался закрытым статусом мероприятий; художники предпочитали загородные пространства, рассылали на акции персональные приглашения, а их действия были незаметными или тихими. К началу 1990-х годов произошли значительные изменения. Увеличилась частота перформансов: в год могли проходить десятки мероприятий. Перформансы стали более заметными: о них начали писать в ежедневных газетах. Художники предпочитают вести себя вызывающе и громко, производят эпатирующие действия. Все это происходит на городских улицах и площадях: в толпе прохожих, среди повседневных событий. Анализ стратегий художников учитывает специфику мест действия, их исторические, социальные и другие особенности, тип публикуемых в газетах новостных материалов и специфику языка, а также формирование необходимой для сферы публики. В статье показано, что изменения в публичности места влияет на стратегию, выбранную художником.
Об авторе
В. А. ЗамысловаРоссия
Вера Алексеевна Замыслова, аспирантка, Аспирантская школа по искусству и дизайну
109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11
Список литературы
1. Брукс Платт 2018 — Брукс Платт Дж. Московский акционизм и неолиберальная революция // Художественный журнал. № 104. 2018. [Цит. по электрон. версии]. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/72/article/1559.
2. Волкова, Фальковский 2014 — МедиаУдар: Активистское искусство сегодня. [Т.] 1 / [Под ред. Т. Волковой, И. Фальковского]. [М.]: [Сommon Place], [2014].
3. Дёготь 1997 — Дёготь Е. Террористический натурализм. М.: Изд. фирма «AdMarginem», 1997.
4. Зубченко и др. 2016 — МедиаУдар: Активистское искусство сегодня [Т.] 2 / [Под ред. Т. Волковой, Е. Зубченко, П. Митенко. [М.]: [б. и.], [2016].
5. Ковалёв 2007 — Российский акционизм. 1990–2000 / Авт. сост. А. Ковалёв. М.: WAM, 2007.
6. Митенко 2013 — Митенко П. Как действовать на виду у всех? (Московский акционизм и политика сообщества) // Новое литературное обозрение. № 124. 2013. С. 252–268.
7. Митенко, Шассен 2017 — Митенко П., Шассен С. Третья волна акционизма: искусство свободного действия во время реакции // Художественный журнал. № 102. 2017. [Цит. по электрон. версии]. URL: moscowartmagazine.com/issue/60/article/1241.
8. Напреенко, Новоженова 2018 — Напреенко Г., Новоженова А. Эпизоды модернизма: От истоков до кризиса. М.: Нов. лит. обозрение, 2018.
9. Обухова 2010 — Мухомор / Ред.-сост. С. Обухова. Вологда: Б-ка моск. концептуализма Германа Титова, 2010.
10. Оже 2017 — Оже М. Не-места: Введение в антропологию гипермодерна / [Пер. с фр. М. Ю. Коннова]. М.: Нов. лит. обозрение, 2017.
11. Осминкин 2020 — Осминкин Р. С. Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века: Дис. … канд. искусствоведения / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2020.
12. Светляков 2019 — Светляков К. А. Комар и Меламид: сокрушители канонов. М.: Breus, 2019.
13. Фишер-Лихте 2015 — Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер с нем. Н. Кандинской; Под общ. ред. Д. В. Трубочкина. M.: Play&Play; Канон+, 2015.
14. Хабермас 2016 — Хабермас Ю. Структурные изменения публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества: С предисл. к переизд. 1990 г. / Пер. с нем. В. В. Иванова. М.: Весь мир, 2016.
15. Эпштейн 2012 — Эпштейн А. Тотальная «Война»: Арт-активизм эпохи тандемократии. М.: Георгий Еремин; Иерусалим: Умляут Network, 2012.
16. Felshin 1995 — But is it art?: The spirit of art as activism / Ed. by N. Felshin. Seattle: Bay Press, 1995.
Рецензия
Для цитирования:
Замыслова В.А. Влияние публичной сферы на стратегии художников в перформансе 1990-х годов. Шаги/Steps. 2025;11(2):130-149. EDN: KOEIBG
For citation:
Zamyslova V.A. The influence of the public sphere on artists’ strategies in performance in the 1990s. Shagi / Steps. 2025;11(2):130-149. (In Russ.) EDN: KOEIBG