Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Русское современное сказительство как новое исследовательское поле: стратегии репрезентации исполнителей

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-68-92

Аннотация

На смену традиционному типу сказительства в XXI в. неожиданно пришел современный, получивший достаточно широкое распространение (Россия, Сербия, Казахстан, Монголия и другие страны). Постсказители (термин Н. В. Петрова) выходят в публичное пространство, используя различные стратегии репрезентации (традиционная одежда, особенности выступлений, рассказы о себе и др.). В статье на материале интервью и личных бесед с А. А. Маточкиным, О. А. Скобелевым, А. Б. Мулиин, Л. Н. Рябовой и Д. Р. Парамоновым, записанных в 2022–2023 гг., прослеживаются общие тенденции и черты, принципы усвоения текстов, а также выделяются репрезентационные модели («сказитель как профессия», «сказитель-артист» и др.). Среди общих особенностей постсказительства – стремление к преемственности традиции, в том числе семейной. Обучение мастерству и усвоение текстов у современных сказителей, или постсказителей, происходит по двум основным сценариям – через изучение аудиозаписей былин или через книжные источники. Примечательно, что в некоторых случаях сказительство встраивается в профессиональную сферу и становится если не основной, то одной из главных видов деятельности в жизни постстказителей.

Об авторе

Я. И. Павлиди
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Яна Ивановна Павлиди,  младший научный сотрудник, Лаборатория теоретической фольклористики, Школа актуальных гуманитарных исследований, Институт общественных наук; аспирантка, Центр типологии и семиотики фольклора

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82;

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Макаров 2021 — Макаров С. С. «Мы — не сказители, а исполнители эпоса...»: современные рассказчики якутских олонхо о своей деятельности // Фольклор: структура, типология, семиотика. Т. 4. № 3. 2021. С. 131–147. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-131-147.

2. Неклюдов 1995 — Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2–4.

3. Петров 2020 — Петров Н. В. «После традиции»: «осколки» русского эпоса // «Осколки» в традиции: Коллективная монография / Сост. Е. Е. Левкиевская, Н. В. Петров, О. Б. Христофорова. М.: Неолит, 2020. С. 122‒133.

4. Петров 2023 — Петров Н. В. Эпические сказители: сценарии обретения мастерства // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2023. № 4. С. 100–116. https://doi.org/10.28995/2686-72492023-4-100-116.

5. Путилов 1997 — Путилов Б. М. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1997.


Рецензия

Для цитирования:


Павлиди Я.И. Русское современное сказительство как новое исследовательское поле: стратегии репрезентации исполнителей. Шаги/Steps. 2025;11(1):68-92. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-68-92

For citation:


Pavlidi Ya.I. Modern Russian storytelling as a new research field: Strategies of representation of modern singers of tales. Shagi / Steps. 2025;11(1):68-92. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-68-92

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)