Fantasies of being somebody: Auto/biographic potential of posing conventions
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-268-285
Аннотация
В статье рассматривается соотношение индивидуального и коллективного в современной массовой фотографии, которая помещается в исторический контекст позирования для заказных портретов. Характеризующие эту традицию индивидуализация и (авто)биографический вымысел получили резкую оценку в теоретических статьях Александра Родченко и Осипа Брика конца 1920-х годов. Критикуя воспроизведение живописных клише в современной им фотографии, данные авторы видели в этих условных элементах ненужную красивость, заслоняющую и искажающую реальный мир. Реальность для Родченко и Брика определялась взаимодействием социальных сил, и достаточным основанием для осуждения фотографий было обыкновение изолировать портретируемого в обстановке студии. Центральное для рассуждений этих теоретиков понятие клише, или «штампа», в данной статье рассматривается, напротив, как имплицитное указание на коллективный аспект каждого отдельного портрета. В первой части статьи исторические прототипы современной массовой портретной фотографии анализируются с точки зрения формирования классовых и гендерных стереотипов. Идея имплицитной коллективности, присутствующей в стилистически близких изображениях, получает развитие во второй части статьи, где фотографическая серия Яны Романовой «W» рассматривается через призму концепций Лорен Берлант («задушевная публика», «женские жалобы») и Гейл Лезерби («авто/биография»).
Ключевые слова
Об авторе
К. О. ГусароваРоссия
Ксения Олеговна Гусарова, кандидат культурологии, старший научный сотрудник, Институт высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского; доцент, кафедра культурологии и социальной коммуникации
ГСП-3, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6
119571, Москва,пр-т Вернадского, д. 82
Тел.: +7 (495) 250-66-68
Тел.: +7 (499) 956-99-99
Список литературы
1. Annanurova, O. (2018). (Im)possible to try: Notes on Soviet fashion photography. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body and Culture, 22(2), 187–198.
2. Barthes, R. (1981). Camera lucida (R. Howard, Trans.). Farrar, Straus and Giroux.
3. Barthes, R. (1990). The fashion system (M. Ward, & R. Howard, Trans.). Univ. of California Press.
4. Barthes, R. (2002). Société, imagination, publicité. In R. Barthes. Œuvres complètes (Vol. 3, pp. 60–72). Seuil. (In French).
5. Berger, H. (1994). Fictions of the pose: Facing the gaze of early modern portraiture. Representations, 46, 87–120.
6. Berger, H. (2000). Fictions of the pose: Rembrandt against the Italian Renaissance. Stanford Univ. Press.
7. Berlant, L. (2008). The female complaint: The unfinished business of sentimentality in American culture. Duke Univ. Press.
8. Campany, D. (2006). Posing, acting, photography. In D. Green, & J. Lowry (Eds.). Stillness and time: Photography and the moving image (pp. 97–112). Univ. of Brighton.
9. De Perthuis, K., & Findlay, R. (2019). How fashion travels: The fashionable ideal in the age of Instagram. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body and Culture, 23(2), 219–242.
10. Gavrishina, O. (2011). “Snimaiutsia u fotografa”: rezhimy tela v sovetskoi studiinoi fotografii [“Having their picture taken”: Bodily regimes in Soviet studio photography]. In O. Gavrishina. Imperiia sveta: fotografiia kak vizual’naia praktika epokhi “sovremennosti” (pp. 31–43). Novoe literaturnoe obozrenie.
11. Gilmore, L. (1994). Autobiographics: A feminist theory of women’s self-representation. London: Cornell Univ. Press
12. Jay, P. (1994). Posing: Autobiography and the subject of photography. In K. M. Ashley, L. Gilmore, & G. Peters. (Eds.). Autobiography and Postmodernism (pp. 191–211). The Univ. of Massachusetts Press.
13. Jones, A. (2002). The “eternal return”: Self-portrait photography as a technology of embodiment. Signs, 27(4), 947–978.
14. Lacan, J. (2005). The mirror stage as formative of the function of the I as revealed in psychoanalytic experience. In J. Lacan. Écrits: A selection (pp. 1–6) (A. Sheridan, Trans.). Routledge. (1st ed.: 1949).
15. Lejeune, Ph. (2009). On diary (K. Durnin, Trans.). Univ. of Hawai’i Press.
16. Letherby, G. (2014). Feminist auto/biography. In M. Evans et al. (Eds.). The SAGE handbook of feminist theory (pp. 45–60). SAGE.
17. Marcus, L. (2018). Autobiography: A very short introduction. Oxford Univ. Press.
18. Orlova, G. (2019). The samples of post-Soviet posing. Practices & Interpretations: A Journal of Philology, Teaching and Cultural Studies, 4(1), 53–70.
19. Rocamora, A. (2013). How new are new media? The case of fashion blogs. In Dj. Bartlett, Sh. Cole, & A. Rocamora (Eds.). Fashion media: Past and present (pp. 155–164). Bloomsbury.
20. Simon, R. (1987). The portrait in Britain and America. Phaidon.
21. Smith, S., & Watson, J. (1998). Women, autobiography, theory: A reader. Univ. of Wisconsin Press.
22. Sontag, S. (2001). On photography. Picador. (1st ed.: 1973).
23. Spicer, J. (1991). The Renaissance elbow. In J. Bremmer, & H. Roodenburg (Eds.). A cultural history of gesture: From antiquity to the present day (pp. 84–128). Polity Press.
24. Wissinger, E. (2015). This year’s model: Fashion, media, and the making of glamour. New York Univ. Press.
Рецензия
Для цитирования:
Гусарова К.О. Fantasies of being somebody: Auto/biographic potential of posing conventions. Шаги/Steps. 2023;9(4):268-285. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-268-285
For citation:
Gusarova K.O. Fantasies of being somebody: Auto / biographic potential of posing conventions. Shagi / Steps. 2023;9(4):268-285. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-268-285