Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

«Каждое мое утро начиналось с Пипса и кофе. Не представляю себе, как я теперь буду…»: цифровое чтение личного дневника XVII в.

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-177-207

Аннотация

В статье разбирается вопрос об особенностях цифрового чтения личных дневников на основе анализа двух проектов Фила Гифорда с публикацией дневника Сэмюэля Пипса — на специально посвященном дневнику сайте и на микроблоговой платформе «Твиттер». При обсуждении жанра личного дневника и его публикации, как правило, на первый план выходит проблема приватности и ее нарушения, которая видится центральной для понимания впечатлений и переживаний читателя, «погружающегося» в чужую частную жизнь и испытывающего одновременно и чувство вины, противопоставляющее - его автору/герою, и ностальгию по упущенным возможностям, сближающую его взгляд на текст с тем, что мог бы иметь сам дайарист, перечитывающий свои записи. Обращение к формам публикации дневника в пространстве Интернета, которые преследовали цель «живого чтения» и предполагали модель принципиально отличную от чтения печатной книги, позволяет обратить внимание на другие аспекты восприятия читателем чу жого личного дневника, обусловленные особенностями медиа и - повседневными практиками. Анализ образа самого Пипса, его текста, а также прошлого в целом, какими они предстают в комментариях пользователей обоих проектов, затрагивает три основных аспекта фреймирование читаемого текста, включенность дневника в — влияние медиа на восприятие нарратива, повседневность читателя. Сопоставление двух проектов, выявляющее существенное различие в восприятии одного и того же текста в полном соответствии с идеей Маршалла Маклюэна «медиа есть сообщение», проблематизирует и без того подвергающееся критике жанровое определение дневника и его характеристик. Комментарии пользователей позволяют говорить не только об иных механизмах формирования ощущения приватности и близости к автору, которые считаются одними из важнейших для определения жанра дневника, но и о том, что в вопросе приватности при определенных практиках чтения личных дневников ракурс «подглядывания» может меняться на противоположный — ракурс вмешательства дневника в частную жизнь читателя.

Об авторе

А. В. Стогова
Институт всеобщей истории РАН
Россия

Анна Вячеславовна Стогова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Отделение историко-теоретических исследований

119774, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а

Тел.: +7 (495) 938-12-02



Список литературы

1. Деотто 2019 — Деотто П. Дневник как пограничный жанр // AutobiografiЯ. № 8. 2019. С. 11–18. URL: https://www.avtobiografija.com/index.php/avtobiografija/article/view/188/176. https://doi.org/10.25430/2281-6992/v8-o11-018.

2. Зализняк 2013 — Зализняк Анна А. Дневник: к определению жанра // Зализняк Анна А. Русская семантика в типологической перспективе. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 509–523.

3. Зверева 2012 — Зверева В. Сетевые разговоры: Культурные коммуникации в Рунете. Bergen: Department of Foreign Languages, University of Bergen, 2012

4. Маклюэн 2003 — Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Г. Николаева. М.; КАНОН-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003.

5. Шартье 2006 — Шартье Р. Письменный текст на экране. Книга песка // Шартье Р. Письменная культура и общество. М.: Новое издательство, 2006. С. 212–228.

6. Bayley 2016 — Bayley S. The private life of the diary. London: Unbound, 2016.

7. Berger 1998 — Berger H. The Pepys show: Ghost-writing and documentary desire in “The Diary” // ELH. Vol. 65. Νο. 3. 1998. С. 557–591.

8. Buford 2020 — Buford L. A journey through two decades of online diary community // The diary: The epic of everyday life / Ed. by B. Ben-Amos, D. Ben-Amos. Bloomington: Indiana Univ. Press, 2020. P. 425–440.

9. Dijck 2007 — Dijck J. van. Mediated memories in the digital age. Stanford: Stanford Univ. Press, 2007.

10. Foys, Trettien 2010 — Foys M. K., Trettien W. A. Vanishing transliteracies in Beowulf and Samuel Pepys’s diary // Textual cultures: Cultural texts / Ed. by O. Da Rold, E. Treharne. Woodbridge: Boydell and Brewer Limited, 2010. P. 75–120. https://doi.org/10.1017/9781846158902.006.

11. Hassam 1987 — Hassam A. Reading other people’s diaries // University of Toronto Quarterly. Vol. 56. No. 3. 1987. P. 435–442. Henderson 2018 — Henderson D. Reading digitized diaries: Privacy and the digital life-writing archive // a/b: Auto /Biography Studies. Vol. 33. No. 1. 2018. P. 157–174. http://doi.org/10.1080/08989575.2018.1389845.

12. Lejeune, Bogaert 2003 — Lejeune Ph., Bogaert C. Un journal à soi : histoire d’une pratique. Paris: Textuel, 2003.

13. Rettberg 2020 — Rettberg J. W. Online diaries and blogs // The diary: The epic of everyday life / Ed. by B. Ben-Amos, D. Ben-Amos. Bloomington: Indiana Univ. Press, 2020. P. 411–424.

14. Rousset 1983 — Rousset J. Le journal intime. Texte sans destinataire? // Poétique. № 56. 1983. P. 435–443.

15. Wilkins 2014 — Wilkins K. Valhallolz: Medievalist humor on the Internet // Postmedieval: A Journal of Medieval Cultural Studies. Vol. 5. No. 2. 2014. P. 199–214. https://doi.org/10.1057/pmed.2014.14.


Рецензия

Для цитирования:


Стогова А.В. «Каждое мое утро начиналось с Пипса и кофе. Не представляю себе, как я теперь буду…»: цифровое чтение личного дневника XVII в. Шаги/Steps. 2023;9(4):177-207. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-177-207

For citation:


Stogova A.V. “I have had my daily Pepys with coffee, every morning. I don’t know what I will do now”: A digital reading of a 17th-century private diary. Shagi / Steps. 2023;9(4):177-207. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-177-207

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)