Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Ut pictura poesis: визуальная риторика в гомеровской полемике начала XVIII в.

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-70-93

Аннотация

В 1714–1716 гг. во Франции завязалась бурная, хотя и кратковременная полемика о том, каково место Гомера в литературном каноне, как следует оценивать его сочинения и как их надо переводить. С одной стороны, противники Гомера подчеркивали аморальность его героев и композиционные недостатки обеих его поэм, их несоответствие современным эстетическим нормам. С другой — сторонники античного поэта указывали на историческую и культурную специфику его сочинений, которые нельзя судить по меркам другой эпохи. При этом обе стороны использовали одни и те же топосы и риторические фигуры, поскольку публичная полемика подразумевала соревнование в искусстве построения аргументации. В статье рассматривается один из таких топосов, приравнивающий Гомера к художнику, а его сочинения — к картинам, и анализируется его назначение и риторическая действенность.

Об авторе

М. С. Неклюдова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Мария Сергеевна Неклюдова, PhD, зав. Лабораторией историко-культурных исследований, Школа актуальных гуманитарных исследований, Институт общественных наук

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82

Тел.: +7 (499) 956-96-48



Список литературы

1. Barkan, L. (1999). Unearthing the past: Archaeology and aesthetics in the making of Renaissance culture. Yale Univ. Press.

2. Cammagre, G. (2010). De l’avenir des Anciens. La polémique sur Homère entre Mme Dacier et Houdar de La Motte. Littératures classiques, 72(2), 145–156. (In French).

3. Chevrel, Y., Cointre, A., & Tran-Gervat, Y.-M. (Eds.). (2014). Histoire des traductions en langue française. XVIIe et XVIIe siècles: 1610–1815. Verdier. (In French).

4. Faniez, A. de (1885). Notice sur le R. P. Cléric, jésuite. Bulletin de Société archéologique, scientifique et littéraire de Béziers. Deuxième série, 13, 65–82. (In French).

5. Fumaroli, M. (1986). Rhétorique d’école et rhétorique adulte: Remarques sur la réception européenne du traité ‘Du Sublime’ au XVIe et au XVIIe siècle. Revue d’Histoire Littéraire de La France, 86(1), 33–51. (In French).

6. Fumaroli, M. (2013). Le sablier renversé. Des Modernes aux Anciens. Gallimard. (In French).

7. Graziani, Fr. (2009). L’art de comparer. Dix-septième siècle, 245(4), 585–591. (In French).

8. Green, L. D., & Murphy, J. J. (2006). Renaissance rhetoric: Short title catalogue 1460–1700 (2nd ed.). Ashgate.

9. Hayes, J. C. (2009). Translation, subjectivity, and culture in France and England, 1600–1800. Stanford Univ. Press.

10. Hepp, N. (1969). Homère en France au XVIIe siècle. Klincksieck. (In French).

11. Hirst, M., & Dunkerton, J. (1994). Making and meaning: The Young Michelangelo. The artist in Rome, 1496–1501. The National. Gallery.

12. Lecoq, A. M. (Ed.) (2001). La Querelle des Anciens et des Modernes, XVIIe–XVIIIe siècles. Gallimard. (In French).

13. Lee, R. W. (1967). Ut Pictura Poesis: The humanistic theory of painting. W. W. Norton & Co., Inc.

14. Norman, L. F. (2011). The shock of the ancient: Literature & history in early modern France. Univ. of Chicago Press.

15. Palagia, O. (1980). Euphranor. Brill.

16. Prioux, Év. (2021). Rivaliser avec les “tableaux” d’Homère: les références à l’εἰδωλοποιία de l’Iliade dans les Images de Philostrate l’Ancien. Aitia, 11(2). http://journals.openedition.org/aitia/8685. https://doi.org/10.4000/aitia.8685. (In French).

17. Reitsam, D. D. (2021). La Querelle d’Homère dans la presse des Lumières: L’exemple du Nouveau Mercure galant. Narr Francke Attempto. (In French).

18. Simonsuuri, K. (1979). Homer’s original genius: Eighteenth-century notions of the early Greek epic (1688–1798). Cambridge Univ. Press.

19. Thirouin, L. (2007). L’aveuglement salutaire. Le réquisitoire contre le théâtre dans la France classique. Honoré Champion. (In French).

20. Webb, R. (1999). Ekphrasis ancient and modern: The invention of a genre. Word & Image, 15(1), 7–18.

21. Wind, E. (1958). Pagan mysteries in the Renaissance. Yale Univ. Press.


Рецензия

Для цитирования:


Неклюдова М.С. Ut pictura poesis: визуальная риторика в гомеровской полемике начала XVIII в. Шаги/Steps. 2023;9(4):70-93. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-70-93

For citation:


Neklyudova M.S. Ut pictura poesis: Visual rhetoric in Homeric controversy of the early 18th century. Shagi / Steps. 2023;9(4):70-93. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-70-93

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)