Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Миф о Нарциссе: метаморфозы средневекового комментария

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-268-283

Полный текст:

Аннотация

   В статье прослеживаются два типа комментирования мифа о Нарциссе (Овидий, «Метаморфозы», кн. III), сложившиеся во французской словесности на народном языке в Средние века, — куртуазный и морально-аллегорический. Для первого типа, представленного «Лэ о Нарциссе», «Романом о Розе», «Любовными шахматами» Эврара де Конти, характерна трактовка овидиевского персонажа как нарушителя законов Амура; тем самым он приобретает черты Безжалостной красавицы. В комментариях второго типа (прежде всего стихотворной и прозаической версиях «Морализованного Овидия») Нарцисс воплощает в себе христианский грех гордыни, а Эхо — доброе имя, которым пренебрегает гордец. Эволюция этих комментариев, дробящих текст «Метаморфоз» на отдельные фрагменты, каждый из которых обладает собственным аллегорическим смыслом, приводит к тому, что фигура Нарцисса превращается не только в символ, но и в риторическую фигуру, предназначенную, как следует из трактатов по «второй риторике» XV в., для создания поэтических произведений высокого стиля. Логическим завершением такого процесса фрагментации становится появление в XVI в. новой формы, которую принимает поэма Овидия — формы сборника эмблем.

Для цитирования:


Стаф И.К. Миф о Нарциссе: метаморфозы средневекового комментария. Шаги/Steps. 2024;10(2):268-283. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-268-283

For citation:


Staf I.K. The myth of Narcissus: Metamorphoses of medieval commentary. Shagi / Steps. 2024;10(2):268-283. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-268-283

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)