Миф о Нарциссе: метаморфозы средневекового комментария
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-268-283
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В статье прослеживаются два типа комментирования мифа о Нарциссе (Овидий, «Метаморфозы», кн. III), сложившиеся во французской словесности на народном языке в Средние века, — куртуазный и морально-аллегорический. Для первого типа, представленного «Лэ о Нарциссе», «Романом о Розе», «Любовными шахматами» Эврара де Конти, характерна трактовка овидиевского персонажа как нарушителя законов Амура; тем самым он приобретает черты Безжалостной красавицы. В комментариях второго типа (прежде всего стихотворной и прозаической версиях «Морализованного Овидия») Нарцисс воплощает в себе христианский грех гордыни, а Эхо — доброе имя, которым пренебрегает гордец. Эволюция этих комментариев, дробящих текст «Метаморфоз» на отдельные фрагменты, каждый из которых обладает собственным аллегорическим смыслом, приводит к тому, что фигура Нарцисса превращается не только в символ, но и в риторическую фигуру, предназначенную, как следует из трактатов по «второй риторике» XV в., для создания поэтических произведений высокого стиля. Логическим завершением такого процесса фрагментации становится появление в XVI в. новой формы, которую принимает поэма Овидия — формы сборника эмблем.
Ключевые слова
Об авторе
И. К. СтафРоссия
Ирина Карловна Стаф, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
121069; ул, Поварская, д. 25а; Москва
Список литературы
1. Bible des poetes 1493 - La Bible des poëtes. Métamorphose. Nouvellement imprime à Paris. [Paris: Antoine Vérard, 1493].
2. Boccaccio 1951 - Boccaccio G. Genealogie deorum gentilium libri / A cura di V. Romano. Vol. 1. Bari: Laterza, 1951.
3. Christine de Pizan 1500 - [Christine de Pizan]. Les cent histoires de Troye. L’epistre de Othea deesse de prudence envoyee a l’esperit chevalereux Hector de Troye, avec cent hystoires. Nouvellement imprimée à Paris. [Paris: Philippe Pigouchet, 1500 ?].
4. Evrart de Conty 1993 - Évrart de Conty. Le Livre des Eschez amoureux moralisés / Ed. F. Guichard-Tesson et B. Roy. Montréal: CERES, 1993.
5. Guillaume de Lorris 1973 - Guillaume de Lorris et Jean de Meun. Le Roman de la Rose / Publ. par F. Lecoy. T. 1. Paris: Honoré Champion, 1973.
6. Langlois 1902 - Langlois E. Recueil d’arts de seconde rhétorique. Paris: Imprimerie nationale, 1902.
7. Legrand 1986 - Legrand J. Archiloge Sophie. Livre de bonnes meurs / Ed. critique avec introd., notes et index par E. Beltran. Paris: Honoré Champion, 1986.
8. Metamorphose 1557 - La Metamorphose d’Ovide figurée. Lyon: Jan de Tournes, 1557.
9. Narcisse 1976 - Narcisse. Conte ovidien du XIIe siècle / Ed. critique par M. Thiry-Stassin et M. Tyssens. Paris: Les Belles Lettres, 1976.
10. Ovide moralisé 1915 - Ovide moralisé, poème du commencement du quatorzième siècle publié d’après tous les manuscrits connus par C. De Boer. T. 1 (livres I-III) avec une introd. Amsterdam: Müller, 1915.
Рецензия
Для цитирования:
Стаф И.К. Миф о Нарциссе: метаморфозы средневекового комментария. Шаги/Steps. 2024;10(2):268-283. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-268-283
For citation:
Staf I.K. The myth of Narcissus: Metamorphoses of medieval commentary. Shagi / Steps. 2024;10(2):268-283. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-268-283
ISSN 2782-1765 (Online)