Дьявол или вервольф? Мотив оборотничества во французской демо нологии XV–XVI вв.
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-10-28
Аннотация
В статье анализируются особенности трактата «Оправдание герцога Бургундского» Жана Пти (1408 г.), где обосновывалось право Жана Бесстрашного на убийство его двоюродного брата Людовика Орлеанского. Автор статьи обращает особое внимание на обвинение в занятиях колдовством, которое, по мнению Жана Пти, превратило герцога Орлеанского в тирана и дьявола и основывалось, по всей видимости, на тексте «Поликратика» Иоанна Солсберийского (1159 г.). Анализ содержания и иконографической программы «Оправдания» также позволяет автору высказать предположение, что этот трактат положил начало совершенно новому восприятию волка-оборотня во французской, если не во всей европейской, демонологической литературе XV–XVI вв. – как опасного вервольфа, т. е. как человека, которого склонность к занятиям колдовством не просто привели в лапы дьявола, но превратили в зверя, представляющего угрозу для всей общины истинных христиан. Таким образом, политико-правовой трактат Жана Пти, как его всегда рассматривали в историографии, вместе с тем приобретает черты демонологического сочинения.
Об авторе
О. И. ТогоеваРоссия
Ольга Игоревна Тогоева – доктор исторических наук главный научный сотрудник
119334, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а
Тел.: +7 (495) 954-42-96
Список литературы
1. Гладков 2008 — Гладков А. К. «Убийство тирана не грех, но благодеяние»: представление о неправедной власти в «Поликратике» Иоанна Солсберийского // Средние века. Вып. 69 (3). 2008. С. 81–96.
2. Махов 2006 — Махов А. Е. Hostis antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии: Опыт словаря. М.: Intrada, 2006.
3. Тогоева 2017 — Тогоева О. И. Шабаш ведьм: ранние образы и их возможные прототипы // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Вып. 6 / Отв. ред. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М.: Индрик, 2017. С. 9–42.
4. Тогоева 2020 — Тогоева О. И. Придворные соблазны: Колдовство куртизанок в «Поликратике» Иоанна Солсберийского // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. Вып. 28. 2020. С. 49–76.
5. Тогоева 2022 — Тогоева О. И. «Черная легенда» о Валентине Висконти в политической культуре Франции на рубеже XIV–XV вв. // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. № 4. C. 11–31.
6. Bain 2017 — Bain E. Aux sources du discours antihérétique? Exégèse et hérésie au XIe siècle // Aux marges de l’hérésie. Inventions, formes et usages polémiques de l’accusation d’hérésie au Moyen Age / Sous la dir. de F. Mercier et I. Rosé. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2017. P. 53–83.
7. Bynum 2001 — Bynum C. W. Monsters, medians, and marvelous mixtures: Hybrids in the spirituality of Bernard of Clairvaux // Bynum C. W. Metamorphosis and identity. New York: Zone, 2001. P. 113–162.
8. Coville 1911 — Coville A. Le véritable texte de la justification du duc de Bourgogne par Jean Petit (8 mars 1408) // Bibliothèque de l’École des chartes. T. 72. 1911. P. 57–91.
9. Coville 1974 — Coville A. Jean Petit. La question du tyrannicide au commencement du XVe siècle. Genève: Slatkine, 1974.
10. Gorzolla 2019 — Gorzolla P. Magie, Politik und Religion. Theologische Magiekritik als politisches Handeln im Frankreich Karls VI. Münster: LIT-Verlag, 2019.
11. Guenée 1992 — Guenée B. Un meurtre, une société. L’assassinat du duc d’Orléans, 23 novembre 1407. Paris: Gallimard, 1992.
12. Harf-Lancner 1985 — Harf-Lancner L. La métamorphose illusoire: des théories chrétiennes de la métamorphose aux images médiévales du loup-garou // Annales. Economies, sociétés, civilisations. T. 40. № 1. 1985. Р. 208–226.
13. Jollivet 2018 — Jollivet L. La résistance du milieu humaniste français à la Justification de Jean Petit et à sa diffusion, 1408–1435 // Questes. T. 39. 2018. P. 91–112.
14. Lachaud 2014 — Lachaud F. Filiation and context: The Medieval afterlife of the Policraticus // A companion to John of Salisbury / Ed. by Ch. Grellard, F. Lachaud. Leiden; Boston: Brill, 2014. P. 375–438.
15. Le Roy Ladurie 1983 — Le Roy Ladurie E. La Sorcière de Jasmin. Paris: Seuil, 1983.
16. Maier 1996 — Maier E. Trente ans avec le diable. Une nouvelle chasse aux sorciers sur la Riviera lémanique (1477–1484). Lausanne: Université de Lausanne, 1996.
17. Marchandisse 2008 — Marchandisse A. Milan, les Visconti, l’union de Valentine et de Louis d’Orléans, vus par Froissart et par les auteurs contemporains // Autour de XVe siècle. Journées d’étude en l’honneur d’Alberto Varvaro / Ed. par P. Moreno et G. Palumbo. Genève: Droz, 2008. P. 82–103.
18. Mercier 2010 — Mercier F. La Vauderie de Lyon a-t-elle eu lieu? Un essai de recontextualisation (vers 1430–1440?) // Chasses aux sorcières et démonologie. Entre discours et pratiques (XIVe–XVIIe siècles) / Ed. par M. Ostorero, G. Modestin, K. Utz Tremp. Florence: Edizioni del Galluzzo, 2010. P. 27–44.
19. Mercier 2018 — Mercier F. D’une Vauderie à l’autre: les clés de la réussite ou de l’échec d’une persécution contre la sorcellerie en territoire urbain à Lyon (v. 1440) et Arras (v. 1460) // La sorcellerie et la ville / Ed. par A. Follain, M. Simon. Strasbourg: Presses universitaires de Strasbourg, 2018. P. 31–50.
20. Modestin 1999 — Modestin G. Le diable chez l’évêque. Chasse aux sorciers dans le diocèse de Lausanne (vers 1460). Lausanne: Université de Lausanne, 1999.
21. Oates 1988 — Oates C. The trial of a teenage werewolf, Bordeaux, 1603 // Criminal Justice History. Vol. 9. 1988. P. 1–29.
22. Oates 1989 — Oates C. Metamorphosis and lycanthropy in Franche-Comté, 1521–1643 // Fragments for a history of the human body / Ed. by M. Feher. Pt. 1. New York: Zone, 1989. P. 305–363.
23. Sansy 2000 — Sansy D. Bestiaire des juifs, bestiaire du diable // Micrologus. Natura, scienze e società medievali. T. 8. 2000. P. 561–579.
24. Schnerb 1988 — Schnerb B. Les Armagnacs et les Bourguignons. La maudite guerre. Paris: Perrin, 1988.
25. Sconduto 2008 — Sconduto L. A. Metamorphoses of the werewolf: A literary study from Antiquity through the Renaissance. London: McFarland, 2008.
26. Sergent 2014 — Sergent B. L’origine celtique des Lais de Marie de France. Genève: Droz, 2014.
27. Sullivan 2011 — Sullivan K. The inner lives of medieval inquisitors. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2011.
28. Toneatto 2017 — Toneatto V. Aux marges de la foi, aux confins de l’humanité. Bestialité, hérésie et judaïsme de l’Antiquité au début du Moyen Age // Aux marges de l’hérésie. Inventions, formes et usages polémiques de l’accusation d’hérésie au Moyen Age / Sous la dir. de F. Mercier et I. Rosé. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2017. Р. 19–52.
29. Trivellone 2009 — Trivellone A. L’hérétique imaginé. Hétérodoxie et iconographie dans l’Occident médiéval, de l’époque carolingienne à l’Inquisition. Turnhout: Brepols, 2009.
30. Vallet de Viriville 1860 — Vallet de Viriville A. Dessin allégorique exécuté en 1408, et relatif au meurtre de Louis duc d’Orléans // Le Magasin pittoresque. T. 28. № 4. 1860. P. 135–136.
31. Voisenet 1994 — Voisenet J. Bestiaire chrétien. L’imagerie animale des auteurs du Haut Moyen Age (Ve–XIe siècles). Toulouse: Presses universitaires du Midi, 1994.
Рецензия
Для цитирования:
Тогоева О.И. Дьявол или вервольф? Мотив оборотничества во французской демо нологии XV–XVI вв. Шаги/Steps. 2023;9(1):10-28. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-10-28
For citation:
Togoeva O.I. Devil or werewolf? The motif of lycanthropy in French demonology of the 15th–16th centuries. Shagi / Steps. 2023;9(1):10-28. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-10-28