Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Teaching and preaching in the Derveni Papyrus: observations on mantike techne in Archaic and Classical Greece

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-140-153

Аннотация

   По свидетельству целого ряда античных авторов, в том числе и в составе недавно обнаруженного трактата Галена «О моих воззрениях», Протагор предлагал усомниться в отношении всего того, что касается богов и их сущности. Примечательным образом Филострат (Жизнеописания софистов 1.10.2) источник этого сомнения усматривает в «персидском воспитании» Протагора, так как, по его мнению, персидские маги, продолжая взывать к богам в своих тайных ритуалах, не признают это публично, опасаясь, что в противном случае люди, осознав, что их сверхъестественные способности связаны с божественными влияниями, перестанут к ним обращаться. Иными словами, так рассуждая, маги стремились не потерять работу. Следует ли нам принимать историчность этого странного сообщения Филострата или же считать его отражением типичного для эллинистической и римской историографии стремления усмотреть «восточный след» во всяком учении или искусстве? Ответить на этот вопрос нам может помочь знаменитое высказывание из Папируса из Дервени (кол. XX), фундаментальное для понимания авторства папируса. Мы увидим причины, по которым невозможно однозначно ответить на вопрос о том, был ли автор папируса практикующим τελεστής. Однако нам станет ясно, что он противопоставляет себя не практикующим мистерии (в том числе и профессионально), но тем, кто участвует в них, не понимая смысла происходящего и «даже не задавая вопросов». Напротив, он намерен дать ответы на возможные вопросы и раскрыть истинный смысл авторитетного текста экзегетическими средствами. Попытаемся мы ответить и на вопрос о том, с какой целью автор папируса стремился использовать различные космологические ассоциации. Имеем ли мы дело с древним «филологом-комментатором», или же, ассоциируя Зевса с воздухом, Мойру с пневмой, а Деметру и другие женские божества с землей, неизвестный автор стремится раскрыть тайну, намеренно скрытую в поэме и понятную лишь посвященным?

Об авторе

Е. В. Афонасин
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Евгений Васильевич Афонасин, доктор философских наук, профессор

Высшая школа философии, истории и социальных наук

236041; ул. Александра Невского, д. 14; Калининград



Список литературы

1. Bernabé, A. (2006). Magoi en el Papiro de Derveni: ¿magos persas, charlatanes u oficiantes órficos? In E. Calderón, A. Morales, & M. Valverde (Eds.). Koinòs logos: Homenaje al profesor José García López (pp. 99–109). Ediciones de la Universidad de Murcia.

2. Bernabé, A. (2007). The Derveni theogony: Many questions and some answers. Harvard Studies in Classical Philology, 103, 99–133.

3. Bernabé, A., & Piano, V. (forthcoming). The Derveni Papyrus text and commentary.

4. Betegh, G. (2004). The Derveni Papyrus: Cosmology, theology, and interpretation. Cambridge Univ. Press.

5. Betegh, G. (2007). The Derveni papyrus and early Stoicism. Rhizai, 4(1), 133–151.

6. Bremmer, J. (2014). Initiations into the mysteries of the ancient world. De Gruyter.

7. Brisson, L. (2003). Sky, sex and sun: The meaning of αἰδοῖος/αἰδοῖον in the Derveni papyrus. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 144, 19-29.

8. Brisson, L. (2009). Zeus did not commit incest with his mother: An interpretation of column XXVI of the Derveni Papyrus. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 168, 27–39.

9. Burkert, W. (1992). The Orientalizing revolution: Near Eastern influence on Greek culture in the early archaic age. Harvard Univ. Press.

10. Burkert, W. (1999). Da Omero ai magi: La tradizione orientale nella cultura greca. Marsilio.

11. Burkert, W. (2003). Die Griechen und der Orient: Von Homer bis zu den Magiern. C. H. Beck.

12. Burkert, W. (2004). Babylon, Memphis, Persepolis: Eastern context of Greec culture. Harvard Univ. Press.

13. Casadesús, F. (2005). Orpheus and Orphism: new approaches (A paper given at the International Colloquium “Orfeo e el Orfismo: Nuevas perspectivas”, Palma de Mallorca, 2005, Feb. 3–5).

14. Edmonds III, R. G. (2008). Extra-ordinary people: Mystai and magoi, magicians and Orphics in the Derveni Papyrus. Classical Philology, 103(1), 16–39. doi: 10.1086/590092.

15. Edwards, M. (1991). Notes on the Derveni commentator. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 86, 203–211.

16. Janko, R. (2001). The Derveni Papyrus (Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?): A new translation. Classical Philology, 96(1), 1–32. doi: 10.1086/449521.

17. Jeffery, L. H. (1961) The local scripts of Archaic Greece. Clarendon Press.

18. Jourdan, F. (2003). La papyrus de Derveni. Les Belles Lettres.

19. Kovacs, D. (Ed.) (1994) Euripides. Cyclops. Alcestis. Medea. Harvard University Press.

20. Laks, A., & Most, G. (Eds.) (1997). Studies in the Derveni Papyrus. Clarendon Press.

21. Mansfeld, J., & Runia, D. (2020). Aetiana V: An edition of the reconstructed text of the Placita with a commentary and a collection of the related texts. Brill.

22. Most, G. W. (1997). The fire next time: Cosmology, allegoresis, and salvation in the Derveni Papyrus. Journal of Hellenic Studies, 117, 117–135.

23. Obbink, D. (2010). Early allegory. In R. Copeland, & P. T. Struck (Eds.). The Cambridge companion to allegory (pp. 15–25). Cambridge Univ. Press.

24. Rusiaeva, A. S. (1978). Orfizm i kul’t Dionisa v Ol’vii [Orphism and the cult of Dionysus in Olbia]. Vestnik drevnei istorii, 1978(1, no. 143), 87–104. (In Russian).

25. San Cristо`bal, A. (2019). Rites and officiants in col. XX of the Derveni Papyrus. In M. A. Santamaria (Ed.). The Derveni Papyrus: Unearthing ancient mysteries (pp. 129–142). Brill.

26. Shorey, P. (Trans.) (1969). Plato (In 2 Vols., Vols. 5 & 6). Harvard Univ. Press.

27. Themelis, P., & Touratsoglou, J. (1997). Oi taphoi tou Derbeniou. Ekdosē tou Tameiou Archaiologikōn Porōn kai Apallotriōseōn. (In Greek).

28. Tsantsanoglou, K. (1997). The first columns of the Derveni Papyrus and their religious significance. In A. Laks, & G. W. Most (Eds.). Studies on the Derveni Papyrus (pp. 93–128). Clarendon Press.

29. Turcan, R. (1986). Bacchoi ou bacchants? De la dissidence des vivants à la ségrégation des morts. In O. de Cazanove (Ed.). L’association dionysiaque dans les sociétés anciennes (pp. 227–246). École Française de Rome.

30. West, M. (1983). The Orphic poems. Clarendon Press.

31. West, M. L. (1997). Hocus-pocus in East and West: Theogony, ritual, and the tradition of esoteric commentary. In A. Laks, & G. W. Most (Eds.). Studies on the Derveni Papyrus (pp. 81–90). Clarendon Press.


Рецензия

Для цитирования:


Афонасин Е.В. Teaching and preaching in the Derveni Papyrus: observations on mantike techne in Archaic and Classical Greece. Шаги/Steps. 2024;10(2):140-153. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-140-153

For citation:


Afonasin E.V. Teaching and preaching in the Derveni Papyrus: observations on mantike techne in Archaic and Classical Greece. Shagi / Steps. 2024;10(2):140-153. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-140-153

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)