Taming the saint: Hilaria’s case
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-194-207
Аннотация
Легенда об Иларии относится к группе житий, объединенных общим мотивом трансвестизма, и повествует о вымышленной дочери византийского императора Зинона, подвизавшейся в мужской одежде среди монахов Скита. Возникнув в коптской среде (VI–VII вв.), эта легенда была переведена на сирийский, арабский и эфиопский языки. В настоящей статье рассматриваются те изменения, которые она претерпела в ходе редактирования и которые могли быть вызваны противоречивым отношением к ее сюжету со стороны переводчиков и переписчиков, учитывая, что они в основном происходили из монашеской среды. Сирийская версия свидетельствует о том, что ее автор, расширяя имевшуюся у него сокращенную редакцию, обращался к другим легендам о святых того же типа, в частности, к житию Евфросинии, но руководствовался также и стремлением «исправить» историю Иларии в соответствии со своими представлениями об идеале мужественной святой женщины. Так, он сделал ее старше, более подготовленной к аскетической жизни физически и духовно, однако предпочел изменить концовку легенды, добавив сюжет, встречающийся в других историях о святых-трансвеститах. Если в коптской версии житие Иларии в мужском монастыре санкционировано авторитетом аввы Памво, которому, благодаря откровению свыше, известен ее пол, то в сирийской версии Памво вовсе отсутствует, и это исчезновение можно проследить в арабских редакциях.
Ключевые слова
Об авторе
L. L. ErmakovaРоссия
Лия Леонидовна Ермакова кандидат филологических наук стажер-исследователь, Лаборатория античной культуры, Школа актуальных гуманитарных исследований
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Anson, J. (1974). The female transvestite in early monasticism: The origin and development of a motif. Viator, 5, 1–32.
2. Castelli, E. (1991). ‘I will make Mary male:’ Pieties of the body and gender transformation of Christian women in Late Antiquity. In J. Epstein, & K. Straub (Eds). Body guards: The cultural politics of gender ambiguity (pp. 29–49). Routledge.
3. Constantinou, S. (2005). Female corporeal performances: Reading the body in Byzantine Passions and Lives of holy women. Uppsala Univ. Library.
4. Constantinou, S., & Høgel, C. (Eds.) (2021). Metaphrasis: A Byzantine concept of rewriting and its hagiographical products. Brill.
5. Davis, S. J. (2001). Crossed texts, crossed sex: Intertextuality and gender in early Christian legends of holy women disguised as men. Journal of Early Christian Studies, 10(1), 1–36.
6. Davis, S. J. (2015). From women’s piety to male devotion: Gender studies, the Acts of Paul and Thecla, and the evidence of an Arabic manuscript. Harvard Theological Review, 108(4), 579–593.
7. Delierneux, N. (1997). Virilité physique et sainteté féminine dans l’hagiographie orientale du IVe au VIIe siècle. Byzantion, 67(1), 179–243. (In French).
8. Esbroeck, M. van. (1991). Hilaria, saint. In Coptic Encyclopedia (Vol. 4, pp. 1230–1232). Macmillan Publ.
9. Haines-Eitzen, K. (2007). Engendering palimpsests: Reading the textual tradition of the Acts of Paul and Thecla. In W. Klingshirn, & L. Safran (Eds.). The early Christian book (pp. 177– 193). Catholic Univ. of America Press.
10. Lubinsky, C. L. (2013). Removing masculine layers to reveal a holy womanhood: The female transvestite monks of late antique Eastern Christianity. Brepols.
11. Patlagean, E. (1976). L’histoire de la femme déguisée en moine et l’évolution de la sainteté feminine à Byzance. Studi Medievali, ser. 3, 17(2), 597–623. (In French).
12. Ruani, F. (2022). Thecla beyond Thecla: Secondary characters in Syriac hagiography. In G. Dabiri, & F. Ruani (Eds.). Thecla and medieval sainthood: The Acts of Paul and Thecla in Eastern and Western hagiography (pp. 142–174). Cambridge Univ. Press.
13. Staat, K. (2022). Reception and rejection: Thecla and the other Acts of Paul and Thecla in the Passion of Eugenia and other Latin texts. In G. Dabiri, & F. Ruani (Eds.). Thecla and Medieval sainthood: The Acts of Paul and Thecla in Eastern and Western hagiography (pp. 256–281). Cambridge Univ. Press.
14. Voytenko, A. A. (2004). Imperator i imperatorskie rodstvenniki v Zhitiiakh apy Kira i blazhennoi Ilarii: k voprosu o tak nazyvaemom koptskom natsionalizme v V–VII vv. [The emperor and emperor’s relatives in the Lives of Apa Cyrus and Blessed Hilaria: To the question of socalled Coptic nationalism of the 5th–7th centuries]. In Tezisy dokladov XVII Vserossiiskoi nauchnoi sessii vizantinistov: Vizantiia i Zapad (pp. 38–43). Institut vseobshchei istorii RAN. (In Russian).
15. Wilfong, T. (1997). Reading the disjointed body in Coptic: From physical modification to textual fragmentation. In D. Montserrat (Ed.). Changing bodies, changing meanings: Studies on the human body in Antiquity (pp. 116–136). Routledge.
Рецензия
Для цитирования:
Ermakova L.L. Taming the saint: Hilaria’s case. Шаги/Steps. 2022;8(4):194-207. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-194-207
For citation:
Ermakova L.L. Taming the saint: Hilaria’s case. Shagi / Steps. 2022;8(4):194-207. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-194-207