Небесные пиры и танцы Мехтильды Хакеборнской: правила праздничного этикета в «Книге особой благодати»
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-11-29
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь, с одной стороны, картин духовного мира в «Книге особой благодати» Мехтильды Хакеборнской, с другой — обычаев и праздничного этикета, принятых в среде родовитого немецкого дворянства. В центре исследовательского внимания — видения, напоминающие придворные празднества, в частности, образы пира и танца и их символическое значение. На основе анализа видений, в которых Небесное Царство изображается как императорский дворец, а мистические переживания облекаются в формы, предписанные земным придворным этикетом, выявлено, что пиру предшествует обмен подарками между гостями и Христом, становящийся метафорой исповеди и отпущения грехов, а сам пир символизирует Евхаристию, причем те, кто не подошел к Св. Причастию, предстают на этом пиру как бедняки, которым положен «горшок для милостыни», т. е. некое духовное утешение. Небесный пир завершается заздравными песнями в честь его Устроителя, которые становятся символами благодарственных молитв. Духовная радость изображается как танец души и Христа или Христа и всех присутствующих на пиру, причем Христос исполняет роль игреца (танцора, жонглера). Угощение на небесном пиру предстает в виде мистических яств, если пир готовят Христос и святые, и в виде земной пищи, имеющей символическое значение. Параллели видениям Мехтильды Хакеборнской можно найти, с одной стороны, в рыцарских романах, с другой — в богословских сочинениях ее современников.
Ключевые слова
Об авторе
М. Р. НенароковаРоссия
Ненарокова Мария Равильевна - доктор филологических наук ведущий научный сотрудник.
121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а
Тел.: +7 (495) 690-50-30
Список литературы
1. Песнь о Роланде 1964 — Песнь о Роланде: Старофранцузский героический эпос / Изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов, Ю. В. Корнеев, А. А. Смирнов, Г. А. Стратановский. М.; Л.: Наука, 1964.
2. Гавейн 2006 — Sir Gawain and the Green Knight = Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь // Пер. Н. Резниковой // Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь: [Сб. средневековых англ. поэм] / [Общ. ред. О. А. Смирницкой]. М.: Аграф, 2006. С. 14–151.
3. Мехтильда Магдебургская 2014 — Мехтильда Магдебургская. Струящийся свет Божества: Перевод и исследования / Авт.-сост. Н. А. Ганина; Пер. и коммент. Н. А. Ганиной; Ст. Н. А. Ганиной, Н. Ф. Палмера. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2014.
4. Окассен и Николетта — Окассен и Николетта / Пер. Ал. Дейча // Средневековый роман и повесть / Вступ. ст. и примеч. А. Д. Михайлова. М.: Худ. лит., 1974. (Б-ка всемирн. лит. Сер. 1-я; Т. 22). С. 229–259.
5. Эшенбах 1974 — Эшенбах В. фон. Парцифаль / Пер. Л. Гинзбурга // Средневековый роман и повесть / Вступ. ст. и примеч. А. Д. Михайлова. М.: Худ. лит., 1974. (Б-ка всемирн. лит. Сер. 1-я; Т. 22). С. 261–579.
6. PL — Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL): [CD-Rom]. Chadwick-Healy, 1993–1995.
7. Sanctae Mechtildis 1877 — Sanctae Mechtildis virginis ordinis Sancti Benedicti Liber specialis gratiae. Revelationes Gertrudianae ac Mechtildianae. [Vol.] 2. Pictavii; Parisiis: Oudin, 1877.
8. Дефурно 2002 — Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк / Пер. с фр. Н. Ф. Васильковой. СПб.: Евразия, 2002.
9. Зубова, Кюрегян 2018 — Зубова О. В., Кюрегян Т. С. Средневековые и ренессансные танцы: музыка в движении. М.: Моск. консерватория, 2018.
10. Махов 2013 — Махов А. Е. [Обзор изд.: Reichlin S. Nachoder Nebeneinander? Die Zeitlichkeit des seriellen Erzählens im “Rolandslied” // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literatur-wissenschaft und Geistesgeschichte. Jg. 86. Heft. 2. 2012. S. 167–205] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2013. № 3. С. 116–121.
11. Митрофанов 2019 — Митрофанов А. Ю. Вольфрам фон Эшенбах (1175 / 1180–1220) и его канонические воззрения (по роману «Парцифаль») // Христианское чтение. 2019. № 6. С. 132–145.
12. Михайлов 1976 — Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.: Наука, 1976.
13. Ненарокова 2014 — Ненарокова М. Р. Молитва как один из способов Imitatio Christi для частного лица (пример Мехтильды Хакеборнской) // Одиссей: Человек в истории. Вып. 25: Imitatio Christi в религиозной культуре Средневековья и раннего Нового времени / Гл. ред. А. О. Чубарьян. М.: Наука, 2014. С. 140–161.
14. Пастуро 2009 — Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / Пер. с фр. М. О. Гончар. М.: Мол. гвардия, 2009.
15. Филиппов 2006 — Краткий словарь танцев / Под ред. А. В. Филиппова. М.: ФЛИНТА; Наука, 2006.
16. Fassler 2014 — Fassler M. Music in the Medieval West. New York; London: W. W. Norton and Company, 2014.
17. Gentry 2015 — Gentry F. G. Poverty // Handbook of Medieval culture: Fundamental aspects and conditions of the European Middle Ages / Ed. by A. Classen. Vol. 2. Berlin: De Gruyter, 2015. P. 1404–1418.
18. Isar 2005 — Isar N. ΧΟΡΌΣ: Dancing into the sacred space of chora: An inquiry into the choir of dance from the chora // Byzantion. Vol. 75. 2005. P. 199–224.
19. Mews 2009 — Mews C. J. Liturgists and dance in the twelfth century: The witness of John Beleth and Sicard of Cremona // Church History. Vol. 78. No. 3. 2009. P. 512–548.
20. Newman 2016 — Newman B. Annihilation and authorship: Three women mystics of the 1290s // Speculum. Vol. 91. No. 3. 2016. P. 591–630.
21. Page 1990 — Page Ch. Court and city in France, 1100–1300 // Man and music: Antiquity and the Middle Ages: From Ancient Greece to the 15th century / Ed. by J. McKinnon. Englewood Cliffs, NJ: Palgrave Macmillan, 1990. P. 197–217.
22. Pawelchak 2015 — Pawelchak N. Medieval courts and aristocracy // Handbook of Medieval culture: Fundamental aspects and conditions of the European Middle Ages / Ed. by A. Classen. Vol. 1. Berlin: De Gruyter, 2015. P. 278–300.
23. Pietrini 2010 — Pietrini S. Medieval entertainers and the memory of ancient theatre // Revue Internationale de Philosophie. Vol. 64. No. 2 (252): Renaissance du Theatre, Theatre de La Renaissance. 2010. P. 149–176.
24. Rimmer 1985 — Rimmer J. Dance elements in Trouvère repertory // Dance Research: The Journal of the Society for Dance Research. Vol. 3. No. 2. 1985. P. 23–34.
25. Sorell 1981 — Sorell W. Dance in its time: The emergence of an art form. Garden City (NY): Anchor Press; Doubleday, 1981.
26. Steiner 2011 — Steiner D. Dancing with the stars: Choreia in the Third Stasimon of Euripides’ Helen // Classical Philology. Vol. 106. No. 4. 2011. P. 299–323.
27. Toussaint-Samat 2009 — Toussaint-Samat M. A history of food / Trans. A. Bell. Oxford: Wiley-Blackwell, 2009.
28. Voaden 2000 — Voaden R. Drinking from the golden cup: Courtly ritual and order in the Liber Specialis Gratiae of Mechtild of Hackeborn // Mystics Quarterly. Vol. 26. No. 3. 2000. P. 109–119.
Рецензия
Для цитирования:
Ненарокова М.Р. Небесные пиры и танцы Мехтильды Хакеборнской: правила праздничного этикета в «Книге особой благодати». Шаги/Steps. 2022;8(2):11-29. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-11-29
For citation:
Nenarokova M.R. Celestial feasts and dances of Mechtild of Hackeborn: The rules of festive etiquette in the Book of Special Grace. Shagi / Steps. 2022;8(2):11-29. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-11-29