Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Проекционные об разы в театре: режимы (медиа)присутствия

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-258-276

Аннотация

В статье рассматривается феномен (медиа)присутствия как способ проекционного воплощения объектов в театре. На материале западноевропейских постановок 2000–2010-х годов описаны техники использования в спектаклях проекционных поверхностей и устройств. Исследование представляет собой попытку критического описания и каталогизации режимов присутствия с помощью проекционных образов. Теоретико-методологическая рамка, применяемая в статье, включает комплекс идей на стыке театральных, визуальных и медиаисследований, что позволяет охарактеризовать в качестве объекта спектакль как визуальное событие — акт смотрения, перенести фокус внимания с технологических артефактов на процессы медиации присутствия проекционными образами. Для продуктивного описания феномена, которому посвящена работа, введено понятие (медиа)присутствие. (Медиа)присутствие — эффект нахождения в перцептивном поле объектов восприятия, физическое отсутствие которых компенсируется присутствием их экранных эквивалентов. Использование проекционных технологий в театре позволяет достичь такого эффекта, подвергнуть «живое» исполнение медиации. Способы обращения режиссеров к проекционным поверхностям и устройствам активируют несколько режимов перформативного воплощения объектов зрительского восприятия в проекционных образах: «отсутствующее», «распределенное» и «дополненное» (медиа)присутствие. Предложен комплексный анализ режиссерских приемов, практик использования проекционных образов в современном театре, направленных на достижение эффекта присутствия.

Об авторе

П. В. Баулина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Полина Витальевна Баулина - магистр культурологии аспирантка, Аспирантская школа по искусству и дизайну, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

115054, Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12

Тел.: +7 (495) 621-87-11



Список литературы

1. Леман 2013 — Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. Н. Исаевой. М.: ABCdesign, 2013.

2. Фишер-Лихте 2015 — Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской. М.: Междунар. театральное агентство «Play&Play»; Канон+, 2015.

3. Auslander 1999 — Auslander Ph. Liveness: Performance in a mediatized culture. London; New York: Routledge, 1999.

4. Auslander 2012 — Auslander Ph. Digital liveness: A historico-philosophical perspective // PAJ: A Journal of Performance and Art. Vol. 34. No. 3. 2012. P. 3–11.

5. Belting 2005 — Belting H. Image, body, medium: A new approach to iconology // Critical Inquiry. Vol. 31. No. 2. 2005. P. 302–319.

6. Bolter, Grusin 2000 — Bolter J. D., Grusin R. A. Remediation: Understanding new media. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

7. Causey 2006 — Causey M. Theatre and performance in digital culture: From simulation to embeddedness. London; New York: Routledge, 2006.

8. Dixon 2007 — Dixon S. Digital performance: A history of new media in theater, dance, performance art, and installation. Cambridge, MA; London: MIT Press, 2007.

9. Couldry 2004 — Couldry N. Liveness, “reality”, and the mediated habitus from television to the mobile phone // The Communication Review. Vol. 7. No. 4. 2004. P. 353–361. https://doi.org/10.1080/10714420490886952.

10. Fischer-Lichte 2012 — Fischer-Lichte E. Appearing as embodied mind — defining a weak, a strong and a radical concept of presence // Archaeologies of Presence: Art, Performance, and the Persistence of Being / Ed. by G. Giannachi, N. Kaye, M. Shanks. London; New York: Routledge, 2012. P. 103–118.

11. Frosh 2012 — Frosh P. Indifferent looks: Visual inattention and the composition of strangers // Visuality / materiality: Images, objects and practices / Ed. by G. Rose. London; New York: Routledge, 2012. P. 171–190.

12. Frosh 2019 — Frosh P. The poetics of digital media. Cambridge: Polity, 2019.

13. Giannachi 2004 — Giannachi G. Virtual theatres: An introduction. London; New York: Routledge, 2004.

14. Lombard, Ditton 1997 — Lombard M., Ditton T. At the heart of it all: The concept of presence // Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 3. No. 2. 1997. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.1997.tb00072.x.

15. Noё 2012 — Noё A. Varieties of presence. Cambridge; London: Harvard Univ. Press, 2012.

16. Oliszewski et al. 2018 — Oliszewski A., Fine D., Roth D. Digital media, projection design, and technology for theatre. London; New York: Routledge, 2018.

17. Sermon et al. 2021 — Sermon P., Dixon S., Popat Taylor S., Packer R., Gill S. A Telepresence Stage: Or how to create theatre in a pandemic — project report // International Journal of Performance Arts and Digital Media. Vol. 18. No. 1. P. 48–68. https://doi.org/10.1080/14794713.2021.2015562.


Рецензия

Для цитирования:


Баулина П.В. Проекционные об разы в театре: режимы (медиа)присутствия. Шаги/Steps. 2023;9(3):258-276. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-258-276

For citation:


Baulina P.V. Projectional images in theatre: Modes of (media)presence. Shagi / Steps. 2023;9(3):258-276. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-258-276

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)