Самоповторения в комедиях Мольера
EDN: NYBAUI
Аннотация
В статье рассмотрены самоповторения в комедиях Мольера в аспекте их тематической направленности. Материалом исследования послужили две его поздние пьесы — «Ученые женщины» (1672) и «Мнимый больной» (1673), а также другие комедии, основанные на оригинальной мольеровской версии любовного сюжета, связанного с браком по принуждению. Анализ повторного использования образов, приемов, диалоговых схем показал, что драматург их постоянно трансформировал. Это помогло ему сместить любовную интригу из центра сюжета и сфокусировать его на характере одного из героев-родителей, чьи навязчивые мании отражали значимые составляющие французской культуры XVII в. — ученость и галантность. Поддерживая эту новую тематику с помощью повторов, Мольер постепенно отходил от сниженного фарсового комизма в сторону усиления сатиры над такими проявлениями учености и галантности, которые порождали нелепые подражания и оборачивались своей противоположностью. В целом, самоповторения, будучи связаны с риторическими канонами и театральной прагматикой, в значительной степени отражали постоянную рефлексию Мольера над задачами комедии и способствовали трансформации жанра в сторону большей обусловленности образов картиной нравов эпохи.
Об авторе
С. Ю. ПавловаРоссия
Светлана Юрьевна Павлова, доктор филологических наук доцент, профессор, кафедра русской и зарубежной литературы
410012, Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Список литературы
1. Андреев 2011 — Андреев М. Л. Классическая европейская комедия: структура и формы. М.: РГГУ, 2011.
2. Бергсон 1914 — Бергсон А. Смех / Пер. с фр. И. Гольденберга // Бергсон А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5: Введение в метафизику. Смех [и др. произв.]. СПб.: М. И. Семенов, 1914. С. 96–206.
3. Бояджиев 1966 — Бояджиев Г. Н. Комментарии // Мольер. Полное собрание соч.: В 4 т. / Вступ. ст. и коммент. Г. Н. Бояджиева. Т. 2. М.: Искусство, 1966. С. 519– 530.
4. Веселовский 1989 — Веселовский А. Н. Эпические повторения как хронологический момент // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. С. 76– 101.
5. Делез 1998— Делез Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
6. Женетт 1998 — Женетт Ж. Повторяемость / Пер. с фр. Н. Перцова // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. С. 354–377.
7. Жирмунский 1977 — Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1977.
8. Керкегор 1997 — Керкегор С. Повторение. Опыт экспериментальной психологии Константина Констанция / Пер. с датск. П. Г. Ганзена. М.: Лабиринт, 1997.
9. Левина-Паркер 2006 — Левина-Паркер М. Повторение. Répétition. Репетиция? Об одной повествовательной стратегии у Набокова и Белого // Империя N. Набоков и наследники. Сб. ст. / Ред.-сост. Ю. Левинг, В. Сошкин. М.: Нов. лит. обозрение, 2006. С. 482–506.
10. Лихачев 1998 — Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.: Наука, 1998.
11. Мелетинский 1968 — Мелетинский Е. М. Повторы // Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968. С. 19–41.
12. Смирнов 1995 — Смирнов И. П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака). 2-е изд. СПб.: [Языковой центр СПбГУ], 1995.
13. Тард 1892 — Тард Г. Законы подражания (Les lois de l’imitation) / [Пер. с фр.]. СПб.: Тип. и Литография С. Ф. Яздовского и Ко, 1892.
14. Фарино 2004 — Фарино Е. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
15. Шкловский 1929 — Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929.
16. Шумило 2021 — Шумило С. М. Повтор как художественный прием в литературе стиля «плетение словес»: к вопросу о заимствовании гимнографических тропов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Т. 43. № 3. 2021. С. 92–101. https://doi.org/10.15393/uchz.art.2021.606.
17. Эйхенбаум 1922 — Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха. Пб.: Опояз, 1922.
18. Bourqui 2018 — Bourqui C. Molière auteur galant : an inconvenient truth. Conditions d’émergence d’une “vérité qui dérange” // Littéraire : Pour Alain Viala. T. 1 / Sous la dir. de M. Roussilion et al. Arras: Artois Presses Université, 2018. P. 193–202.
19. Forestier 1981 — Forestier G. Le Théâtre dans le théâtre : sur la scène française du XVIIe siè- cle. Genève: Droz, 1981.
20. Forestier 1988 — Forestier G. L’Impromptu de Versailles ou Molière réécrit Molière // Cahiers de la littérature du XVIIe siècle. № 10. 1988. P. 197–217.
21. Gauthier 2007 — Gauthier P. Répéter pour déniaiser? Figures de la répétition et comique chez Cyrano de Bergerac // Études littéraires. Vol. 38. № 2–3. 2007. P. 101–113. https://doi.org/10.7202/016347ar.
22. Gruffat 2007 — Gruffat S. Le Ragotin de Scarron ou la vitalité du comique de répétition // Études littéraires. Vol. 38. № 2–3. 2007. P. 115–126. https://doi.org/10.7202/016348ar.
23. Guardia 2007 — Guardia J. de. Poétique de Molière. Comédie et répétition. Genève: Droz, 2007.
24. Guichemerre 1992 — Guichemerre R. Molière imitateur de lui-même : la “retractatio” dans ses dernières comédies // Littératures. № 27. 1992. P. 45–59.
25. Lebègue 1964 — Lebègue R. Molière et la farce // Cahiers de l’Association internationale des études françaises. № 16. 1964. P. 183–201.
26. Moncelet 2007 — Moncelet Ch. Répétition et humour dans les Fables de La Fontaine // Études littéraires. Vol. 38. № 2–3. 2007. P. 127–143. https://doi.org/10.7202/016349ar.
27. Nédélec 2000 — Nédélec C. Galanteries burlesques, où burlesque galant? // Littératures classiques. № 38. 2000. P. 117–137.
28. Riffaud 2010 — Riffaud A. Le Misanthrope. Notes // Molière. Œuvres complètes: En 2 vol. Vol. 1 / Sous la dir. de G. Forestier, C. Bourqui. Paris: Gallimard, 2010. P. 1453–1465.
29. Viala 2008 — Viala A. La France galante. Essai historique sur une catégorie culturelle, de ses origines jusqu’à la Révolution. Paris : Presses Universitaires de France, 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Павлова С.Ю. Самоповторения в комедиях Мольера. Шаги/Steps. 2025;11(3):186-203. EDN: NYBAUI
For citation:
Pavlova S.Yu. Self-repetitions in Molière’s comedies. Shagi / Steps. 2025;11(3):186-203. (In Russ.) EDN: NYBAUI