Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Самоповторения в комедиях Мольера

EDN: NYBAUI

Аннотация

В статье рассмотрены самоповторения в комедиях Мольера в аспекте их тематической направленности. Материалом исследования послужили две его поздние пьесы — «Ученые женщины» (1672) и «Мнимый больной» (1673), а также другие комедии, основанные на оригинальной мольеровской версии любовного сюжета, связанного с браком по принуждению. Анализ повторного использования образов, приемов, диалоговых схем показал, что драматург их постоянно трансформировал. Это помогло ему сместить любовную интригу из центра сюжета и сфокусировать его на характере одного из героев-родителей, чьи навязчивые мании отражали значимые составляющие французской культуры XVII в. — ученость и галантность. Поддерживая эту новую тематику с помощью повторов, Мольер постепенно отходил от сниженного фарсового комизма в сторону усиления сатиры над такими проявлениями учености и галантности, которые порождали нелепые подражания и оборачивались своей противоположностью. В целом, самоповторения, будучи связаны с риторическими канонами и театральной прагматикой, в значительной степени отражали постоянную рефлексию Мольера над задачами комедии и способствовали трансформации жанра в сторону большей обусловленности образов картиной нравов эпохи.

Об авторе

С. Ю. Павлова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Россия

Светлана Юрьевна Павлова, доктор филологических наук доцент, профессор, кафедра русской и зарубежной литературы

410012, Саратов, ул. Астраханская, д. 83 



Список литературы

1. Андреев 2011 — Андреев М. Л. Классическая европейская комедия: структура и формы. М.: РГГУ, 2011.

2. Бергсон 1914 — Бергсон А. Смех / Пер. с фр. И. Гольденберга // Бергсон А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5: Введение в метафизику. Смех [и др. произв.]. СПб.: М. И. Семенов, 1914. С. 96–206.

3. Бояджиев 1966 — Бояджиев Г. Н. Комментарии // Мольер. Полное собрание соч.: В 4 т. / Вступ. ст. и коммент. Г. Н. Бояджиева. Т. 2. М.: Искусство, 1966. С. 519– 530.

4. Веселовский 1989 — Веселовский А. Н. Эпические повторения как хронологический момент // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. С. 76– 101.

5. Делез 1998— Делез Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

6. Женетт 1998 — Женетт Ж. Повторяемость / Пер. с фр. Н. Перцова // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. С. 354–377.

7. Жирмунский 1977 — Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1977.

8. Керкегор 1997 — Керкегор С. Повторение. Опыт экспериментальной психологии Константина Констанция / Пер. с датск. П. Г. Ганзена. М.: Лабиринт, 1997.

9. Левина-Паркер 2006 — Левина-Паркер М. Повторение. Répétition. Репетиция? Об одной повествовательной стратегии у Набокова и Белого // Империя N. Набоков и наследники. Сб. ст. / Ред.-сост. Ю. Левинг, В. Сошкин. М.: Нов. лит. обозрение, 2006. С. 482–506.

10. Лихачев 1998 — Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.: Наука, 1998.

11. Мелетинский 1968 — Мелетинский Е. М. Повторы // Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968. С. 19–41.

12. Смирнов 1995 — Смирнов И. П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака). 2-е изд. СПб.: [Языковой центр СПбГУ], 1995.

13. Тард 1892 — Тард Г. Законы подражания (Les lois de l’imitation) / [Пер. с фр.]. СПб.: Тип. и Литография С. Ф. Яздовского и Ко, 1892.

14. Фарино 2004 — Фарино Е. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

15. Шкловский 1929 — Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929.

16. Шумило 2021 — Шумило С. М. Повтор как художественный прием в литературе стиля «плетение словес»: к вопросу о заимствовании гимнографических тропов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Т. 43. № 3. 2021. С. 92–101. https://doi.org/10.15393/uchz.art.2021.606.

17. Эйхенбаум 1922 — Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха. Пб.: Опояз, 1922.

18. Bourqui 2018 — Bourqui C. Molière auteur galant : an inconvenient truth. Conditions d’émergence d’une “vérité qui dérange” // Littéraire : Pour Alain Viala. T. 1 / Sous la dir. de M. Roussilion et al. Arras: Artois Presses Université, 2018. P. 193–202.

19. Forestier 1981 — Forestier G. Le Théâtre dans le théâtre : sur la scène française du XVIIe siè- cle. Genève: Droz, 1981.

20. Forestier 1988 — Forestier G. L’Impromptu de Versailles ou Molière réécrit Molière // Cahiers de la littérature du XVIIe siècle. № 10. 1988. P. 197–217.

21. Gauthier 2007 — Gauthier P. Répéter pour déniaiser? Figures de la répétition et comique chez Cyrano de Bergerac // Études littéraires. Vol. 38. № 2–3. 2007. P. 101–113. https://doi.org/10.7202/016347ar.

22. Gruffat 2007 — Gruffat S. Le Ragotin de Scarron ou la vitalité du comique de répétition // Études littéraires. Vol. 38. № 2–3. 2007. P. 115–126. https://doi.org/10.7202/016348ar.

23. Guardia 2007 — Guardia J. de. Poétique de Molière. Comédie et répétition. Genève: Droz, 2007.

24. Guichemerre 1992 — Guichemerre R. Molière imitateur de lui-même : la “retractatio” dans ses dernières comédies // Littératures. № 27. 1992. P. 45–59.

25. Lebègue 1964 — Lebègue R. Molière et la farce // Cahiers de l’Association internationale des études françaises. № 16. 1964. P. 183–201.

26. Moncelet 2007 — Moncelet Ch. Répétition et humour dans les Fables de La Fontaine // Études littéraires. Vol. 38. № 2–3. 2007. P. 127–143. https://doi.org/10.7202/016349ar.

27. Nédélec 2000 — Nédélec C. Galanteries burlesques, où burlesque galant? // Littératures classiques. № 38. 2000. P. 117–137.

28. Riffaud 2010 — Riffaud A. Le Misanthrope. Notes // Molière. Œuvres complètes: En 2 vol. Vol. 1 / Sous la dir. de G. Forestier, C. Bourqui. Paris: Gallimard, 2010. P. 1453–1465.

29. Viala 2008 — Viala A. La France galante. Essai historique sur une catégorie culturelle, de ses origines jusqu’à la Révolution. Paris : Presses Universitaires de France, 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Павлова С.Ю. Самоповторения в комедиях Мольера. Шаги/Steps. 2025;11(3):186-203. EDN: NYBAUI

For citation:


Pavlova S.Yu. Self-repetitions in Molière’s comedies. Shagi / Steps. 2025;11(3):186-203. (In Russ.) EDN: NYBAUI

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)