Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Византийское мученичество Даниила и трех отроков как текстовое свидетельство Мф 27:53

EDN: MILAQT

Аннотация

Статья посвящена исследованию экзегетических и текстологических проблем в Мф 27:53. Сам этот стих принадлежит к большой секции Евангелия от Матфея, повествующей о событиях во время смерти Иисуса на кресте и Его воскресения (27:45–53). В Мф 27:52–53 речь идет о том, что в момент смерти Иисуса не только сотряслась земля, разодралась храмовая завеса и раскололись скалы, но также открылись гробницы и воскресли некие святые праведники, которые после Его воскресения пришли в Иерусалим, где их многие видели. Стих Мф 27:53 не вполне ясен, здесь используется редкое слово ἔγερσις ‘воскресение’, а выражение μετὰ τὴν ἔγερσιν αὐτοῦ («по воскресении Его») нарушает структурную целостность этого стиха и создает проблемы в его понимании. Некоторые библеисты поддерживают идею о том, что этого выражения изначально не было в тексте Матфея и оно по некоторым богословским причинам попало туда позже. В статье обсуждается вероятность как того, что это выражение было в тексте Евангелия изначально, так и того, что оно было добавлено переписчиками. Вероятность позднейшей вставки подкрепляется древними текстами: как рукописями Нового Завета, так и косвенными текстовыми свидетелями в цитатах и аллюзиях древних авторов. К таким свидетельствам можно отнести и малоизу­ ченное мученичество Даниила и трех отроков, по-видимому, ранневизантийского происхождения. Здесь практически цитируется Мф 27:52–53, но выражение «по воскресении Его» отсутствует. Этот факт можно было бы рассматривать как дополнительное доказательство того, что данное выражение отсутствовало в изначальном тексте Мф 27:53, но наш анализ показывает, что пропуск этих слов в легенде о мученичестве Даниила и трех отроков, скорее всего, обусловлен внутренними причинами, связанными с композицией и богословием этого предания. Это указывает на необходимость не только текстологического анализа свидетельств греческого Нового Завета, но также и их тщательного контекстуального и богословского исследования.

Об авторе

А. Б. Сомов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ; Свято-Филаретовский институт ; Институт перевода Библии
Россия

Алексей Борисович Сомов, PhD старший научный сотрудник, Лаборатория востоковедения и компаративистики, Школа актуальных гуманитарных исследований, Институт общественных наук; доцент; консультант переводческих проектов

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82 

105066, Москва, Токмаков пер., д. 11 

119334, Москва, Андреевская наб., д. 2 



Список литературы

1. Сомов 2012 — Сомов А. Б. Концепт воскресение из мертвых в картине мира авторов библейской и околобиблейской литературы // Религиоведческие исследования. 2012. № 1–2 (7–8). С. 169–194.

2. Сомов 2021 — Сомов А. Б. Предания о мученичестве и воскресении Даниила и трех отроков // Ориенталистика. Т. 4. № 2. 2021. С. 495–488. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-2-459-488.

3. Сомов 2023 — Сомов А. Б. Воскресение праведных страдальцев в Новом завете: Мф. 27:52–53 // Евангелие от Матфея: исторический и богословский контекст: Материалы Междунар. конф., Москва, 2018 / Под ред. И. Алфеева. М.: Познание, 2023. С. 498–520.

4. Allen 1907 — Allen W. C. A critical and exegetical commentary on the Gospel according to S. Matthew. New York: Charles Scribner’s Sons, 1907.

5. Allison, Davies 1993 — Allison D., Davies W. D. Matthew 19–28. Vol. 3. London: T&T Clark, 1993.

6. Antonini 1940 — Antonini L. Le chiese cristiane nell’Egitto dal iv al ix secolo secondo i documenti dei papiri greci // Aegyptus. Anno 20. Fasc. 3. 1940. P. 129–208.

7. Blomberg 1992 — Blomberg C. L. Matthew: An exegetical and theological exposition of Holy Scripture. Volume 22. Nashville, TN: Broadman Press, 1992.

8. Bradshaw, Johnson 2011 — Bradshaw, P. F., Johnson M. E. The origins of feasts, fasts and seasons in early Christianity. Collegeville, MN: Liturgical Press, 2011.

9. Brown 1994 — Brown R. The death of the Messiah: From Gethsemane to the grave. Vol. 2. New York: Doubleday, 1994.

10. Buchinger 2014 — Buchinger H. Die vielleicht älteste erhaltene Predigt auf das Epiphaniefest: Vier syrische Fragmente des Titus von Bostra (CPG 3578) // συναξις καθολικη: Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag / Hrsg. von D. Atanassova, T. Chronz. Wien: Lit, 2014. P. 65–86.

11. Calderini 1935 — Calderini A. Dizionario dei nomi geografici e topografici dell’Egitto grecoromano. Vol. 1. Cairo: Societá reale di geografia d’Egitto, 1935.

12. Delehaye 1902 — Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano nunc Berolinensi / Opera et studio H. Delehaye. Brussels: Socios Bollandianos, 1902.

13. Flusin 2011 — Flusin B. Synaxarion of the Great Church // Christian-Muslim relations: A bibliographical history. Vol. 3: 1050–1200 / Ed. by D. Thomas, A. Mallett. Leiden: Brill, 2011. P. 574–585. https://doi.org/10.1163/ej.9789004195158.i-804.343.

14. France 2007 — France R. T. The Gospel of Matthew. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 2007.

15. Hendriksen 1973 — Hendriksen W. New Testament commentary: Exposition of the Gospel according to Matthew. Grand Rapids, MI: Baker, 1973.

16. Johnson 2006 — Johnson M. E. The apostolic tradition // The Oxford history of Christian worship / Ed. by G. Wainwright et al. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. P. 32–75.

17. Klostermann 1909 — Klostermann E. Handbuch zum neuen Testament. Vol. 2: Die Evangelien. 1. Matthäus. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1909.

18. Klostermann 1971 — Klostermann E. Das Matthäusevangelium. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1971.

19. Kraemer 1958 — Excavations at Nessana. Vol. 3: Non-literary papyri / Ed. by C. J. Kraemer. Princeton: Princeton Univ. Press, 1958.

20. Lenski 1943 — Lenski R. C. H. The interpretation of St. Matthew’s Gospel. Columbus, Ohio: Wartburg Press, 1943.

21. Luz 2005 — Luz U. Matthew 21–28: A commentary / Trans. by J. Crouch. Minneapolis, MN: Fortress, 2005.

22. Meimaris 1986 — Meimaris Y. E. Sacred names, saints, martyrs and Church officials in the Greek inscriptions and papyri pertaining to the Christian Church in Palestine. Athens: The National Hellenic Research Foundation, 1986.

23. Merras 1995 — Merras M. The origins of the celebration of the Christian feast of Epiphany: An ideological, cultural and historical study. Joensuu: Joensuu Univ. Press, 1995.

24. Merx 1902 — Merx A. Die vier kanonischen Evangelien nach ihrem ältesten bekannten Texte: Übersetzung und Erlaüterung der syrischen im Sinaikloster Gefundenen Palimpsesthandschrift, Vol. 2. Fasc. 1: Erlauterung. Berlin: Reimer, 1902.

25. Meyer 1879 — Meyer H. A. W. Critical and exegetical commentary on the New Testament. Pt. 1: The Gospel of Matthew. Vol. 2. Edinburgh: T&T Clark, 1879.

26. Monasterio 1980 — Monasterio R. A. Exegesis de Mateo, 27, 51b–53: para una teologia de la muerte de Jesus en el Evangelio de Mateo. Vitoria: Editorial Eset, 1980.

27. Morris 1992 — Morris L. The Gospel according to Matthew. Grand Rapids, MI; Leicester: Wm. B. Eerdmans; Inter-Varsity Press, 1992.

28. Mounce 1991 — Mounce R. H. Matthew. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1991.

29. Nolland 2005 — Nolland J. The Gospel of Matthew: A commentary on the Greek text. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 2005.

30. Oepke 1964 — Oepke A. ἐγείρω, ἔγερσις, ἐξεγείρω, γρηγορέω (ἀγρυπνέω) // Theological dictionary of the New Testament. Vol. 2 / Ed. by G. Kittel, G. W. Bromley. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1964. P. 333–339.

31. Pessina 2019 — Pessina A. Analisi filologica e storico teologica di un inno pasquale primigenio. Il caso di Matteo 27:51b–53: Tesi di dottorato / Universita Cattolica del Sacro Cuore. Milano, 2019.

32. Pessina 2021 — Pessina A. The use of Patristic literature for the reconstruction of the New Testament: A case study: Matt. 27:51–3 // Papers presented at the Eighteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2019. Vol. 20: Biblica; Judaica; Philosophica, Theologica, Ethica / Ed. by M. Vinzent. Leuven: Peeters Publishers, 2021. P. 75–85. https://doi.org/10.2307/j.ctv27vt545.

33. Petersen 1985 — Petersen W. L. The Diatessaron and Ephraem Syrus as sources of Romanos the Melodist. Leuven: Peeters, 1985.

34. Quarles 2015 — Quarles Ch. ΜΕΤΑ ΤΗΝ ΕΓΕΡΣΙΝ ΑϒΤΟϒ: A scribal interpolation in Matthew 27:53? // TC: A Journal of Biblical Textual Criticism. Vol. 20. 2015. P. 1–15. https://jbtc.org/v20/TC-2015-Quarles.pdf.

35. Schenk 1974 — Schenk W. Der Passionsbericht nach Markus: Untersuchungen zur Überlieferungsgeschichte der Passionstraditionen. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1974.

36. Somov 2014 — Somov A. ‘He lifted up His eyes’: Translating Luke 16:23 in the context of cognitive interpretation // Journal of Biblical Text Research. Vol. 35. 2014. P. 291–309. https://doi.org/10.28977/jbtr.2014.10.35.291.

37. Somov 2017a — Somov A. Metaphorical representations of the biblical concepts of death and resurrection when translating in a Buddhist context // The Bible Translator. Vol. 68. No. 1. 2017. P. 51–63. https://doi.org/10.1177/2051677016687617.

38. Somov 2017b — Somov A. Representations of the afterlife in Luke-Acts. London: Bloomsbury; T&T Clark, 2017.

39. Somov 2021 — Somov A. The martyrdom of Daniel and the Three Youths // Journal for the Study of the Pseudepigrapha. Vol. 30. No. 2. 2021. P. 198–227. https://doi.org/10.1177/09518207211015964.

40. Troxel 2002 — Troxel R. L. Matt 27.51–4 reconsidered: Its role in the Passion narrative, meaning and origin // New Testament Studies. Vol. 48. No. 1. 2002. P. 30–47. https://doi.org/10.1017/S0028688502000036.

41. Turner, Bock 2005 — Turner D. L., Bock D. L. Matthew and Mark / Ed. by Ph. W. Comfort. Carol Stream: Tyndale House Publishers, 2005.

42. van Esbroeck 1991 — van Esbroeck M. Three Hebrews in the furnace // The Coptic encyclopedia. Vol. 7 / Ed. by A. S. Atiya. New York, Toronto: Macmillan. 1991. P. 2257–59.


Рецензия

Для цитирования:


Сомов А.Б. Византийское мученичество Даниила и трех отроков как текстовое свидетельство Мф 27:53. Шаги/Steps. 2025;11(3):158-176. EDN: MILAQT

For citation:


Somov A.B. The Byzantine martyrdom of Daniel and the three youths as textual evidence of Matt 27:53. Shagi / Steps. 2025;11(3):158-176. (In Russ.) EDN: MILAQT

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)