Оптика Пруста: роскошь фотографического зрения
Аннотация
В статье рассматриваются отсылки к фотографии в романе Пруста «В поисках утраченного времени». Вопреки устоявшемуся в культурной теории мнению, автор полагает, что фотографическая образность играет важную роль в творчестве Пруста, причем не только как антипод непроизвольной памяти, негативный образец, от которого отталкивается писатель в своих художественных исканиях, - но и как метафора субъективности, чувственно окрашенного индивидуализированного восприятия. Эти противоположные значения фотографического отчасти можно соотнести с двойственным статусом фотографии в романе: речь идет как о реальных снимках, так и об образных отсылках к ним. Фотография - материальный объект - вовлечена в социальные взаимодействия, автоматическую воспроизводимость которых она проявляет. В то же время фотографические метафоры акцентируют «глубинные» преобразования, происходящие с пленкой, а также особую темпоральность фотосъемки, в которой всегда присутствует временной зазор - момент отсрочки, таящийся в самом средоточии головокружительного ускорения современности. Парадоксальным образом объединяя значения серийного и уникального, фотография у Пруста становится местом «смещения» относительно массовых практик эпохи технической воспроизводимости, что позволяет писателю воссоздать специфически современный опыт роскоши.
Об авторе
К. О. Гусарова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Для цитирования:
Гусарова К.О.
Оптика Пруста: роскошь фотографического зрения. Шаги/Steps. 2017;3(3):126-151.
For citation:
Gusarova K.O.
Proust's optics: Photographic vision as luxury. Shagi / Steps. 2017;3(3):126-151.
Просмотров:
5