Дискуссия о терминах Теасекции ГАХН: к созданию аналитического языка театроведения
Аннотация
В статье идет речь о дискуссии, развернувшейся в связи с выработкой в 1925-1928 гг. терминологии новой гума-нитарной науки - театроведения - в рамках Театральной сек-ции Государственной академии художественных наук (ГАХН). В дискуссии принимали участие все сотрудники Теасекции (Л. Я. Гуревич, И. А. Новиков. Н. Д. Волков и др.), но основ-ными дискутантами стали режиссер, эссеист и театральный деятель В. Г. Сахновский и недавний выпускник философского отделения Московского университета П. М. Якобсон. Хотя поле-мисты исходили из общих представлений о методологии изуче-ния искусства театра, они опирались на различные традиции. Философ Якобсон тяготел к формальному анализу целостности театра как художественного феномена, пытался прояснить его структуру, отыскать дефиниции, с помощью которых стало бы возможно «ухватить» ускользающий объект. В частности, он утверждал, что «стихия театра есть жест» и что «анализ жеста может вскрыть весь предмет театра». Парадоксальным образом профессиональный режиссер Сахновский рассуждал о высшем предназначении театра как проявления духовной («божествен-ной») природы человека. Прорабатывая основные термины готовящегося Терминологического словаря, т. е. уточняя содержание слов, долженствующих превратиться в термины, сотрудники Теасекции проясняли методологические позиции. Обсуждались различные концепции теа-тра, пространственно-временные характеристики данного вида искусства, роль и значение составляющих театральное действие элементов; затрагивались также проблемы возможности - либо принципиальной невозможности фиксации спектакля и др.
Для цитирования:
Гудкова В.В.
Дискуссия о терминах Теасекции ГАХН: к созданию аналитического языка театроведения. Шаги/Steps. 2017;3(3):24-44.
For citation:
Gudkova V.V.
Discussion about terms in the Theatrical section (State Academy of Artistic Sciences): On creating an analytical language of theatre studies. Shagi / Steps. 2017;3(3):24-44.
Просмотров:
6