Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Устные рассказы о спасении евреев во время Холокоста: реальность, фольклор и медиазаимствования

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-14-35

Аннотация

В статье ставится вопрос о том, каким образом устные истории о прошлом «отбираются» в традицию. Показаны механизмы их закрепления в традиции на материале записанного в 2000–2023 гг. корпуса устных рассказов о Холокосте и о спасении евреев на оккупированных советских территориях. Согласно гипотезе автора, истории, способные закрепиться в традиции, могут пройти ряд «фильтров». Они должны отвечать представлениям, сформированным советскими, постсоветскими и западными медиа и идеологией (т. е. вписываться в социальные рамки памяти о Холокосте), а также иметь понятную и запоминающуюся структуру, свойственную фольклорным фабулатам и меморатам; кроме того, в таких рассказах особым образом проговариваются травматические переживания и детали сцен насилия. Истории, которые не проходят эти «фильтры», не могут закрепиться в традиции, их можно записать только от очевидцев событий; те же истории, которые имеют описанные выше признаки, бытуют не только среди очевидцев, но и среди представителей последующий поколений, становятся частью семейной и локальной памяти и появляются на страницах краеведческих блогов и произведений наивной литературы.

Об авторе

Е. А. Закревская
Институт славяноведения РАН Россия; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Екатерина Алексеевна Закревская, младший научный сотрудник; аспирантка, Центр типологии и семиотики фольклора

119334, Москва, Ленинский пр-т, д. 32А

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Белова 2012 — Белова О. В. Легенды о войне. Архетипы в современных фольклорных нарративах // Проблемы истории России. Вып. 10: Исторический источник и исторический контекст / Отв. ред. Д. А. Редин. Екатеринбург: [б. и.], 2012. С. 227–235.

2. Белянин, Закревская 2022 — Белянин С. В., Закревская Е. А. «Ты будешь хлеб брать, а я буду палкой бить»: социальные функции нарративов о мародерстве // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. № 4 (2). С. 236–257. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-236-257.

3. Белянин, Закревская 2023 — Белянин С. В., Закревская Е. А. Как история становится фольклором: механизмы фольклоризации в рассказах о войне и Холокосте // Фольклор: структура, типология, семиотика. Т. 6. № 3. 2023. С. 61–87. https:// doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-61-87.

4. Бит-Юнан 2020 — Бит-Юнан Ю. Г. Роман В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» в оценке консервативной отечественной критики 1980-х гг. // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 6. С. 12–25. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-6-12-25.

5. Богатырев, Якобсон 1971 — Богатырев П. Г., Якобсон Р. О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П. Г. Вопросы народного творчества. М.: Искусство, 1971. С. 369–383.

6. Герасимова 2016 — Герасимова И. Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев. М.: Corpus (АСТ), 2016.

7. Дымщиц, Бегун 1999 — Горские евреи: История, этнография, культура / Сост. и науч. ред. В. Дымшиц; под общ. ред. И. Бегуна. Иерусалим: ДААТ; М.: Знание, 1999.

8. Закревская 2023 — Закревская Е. А. Фольклорные модели в устных историях об оккупации: сценарии нарративизации и способы комбинации мотивов // Фольклор: структура, типология, семиотика. Т. 6. № 2. 2023. С. 69–96. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-69-96.

9. Копосов 2011 — Копосов Н. Память строгого режима: История и политика в России. М.: Нов. лит. обозрение, 2011.

10. Костырченко 2012 — Костырченко Г. В. Таная политика Хрущва: власть, интеллигенция, еврески вопрос. М.: Междунар. отношения, 2012.

11. Костырченко 2020 — Костырченко Г. В. Тайная политика: от Брежнева до Горбачева. Ч. 1: Власть — Еврейский вопрос — Интеллигенция. М.: Междунар. отношения, 2020.

12. Левкиевская 1997 — Левкиевская Е. Е. Народ безмолвствует? Советское богоборчество глазами русского крестьянина // Родина. 1997. № 8. С. 96–101.

13. Лорд 1994 — Лорд А. Сказитель / Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Кленера и Г. А. Левинтона. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1994.

14. Лунькова 2020 — Лунькова Е. С. Русско-белорусские диалектные соответствия (на материале смоленских, витебских и могилевских говоров) // Исследования по славянской диалектологии. [Вып.] 21–22 / [Отв. ред. А. Ф. Журавлев]. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2020. С. 35–56.

15. Мицель 2007 — Мицель М. Запрет на увековечение памяти как способ замалчивания Холокоста: практика КПУ в отношении Бабьего Яра // Голокост i сучастнiсть. 2007. № 1. С. 9–30.

16. Неклюдов 2001 — Неклюдов С. Ю. Указатели фольклорных сюжетов и мотивов: к вопросу о современном состоянии проблемы // Проблемы структурно-семантических указателей / Сост. А. В. Рафаева. М.: РГГУ, 2006. С. 31–37.

17. Розенблат 2011 — Розенблат Е. Спасение евреев в Беларуси в годы Холокоста: праведники и праведные // Холокост: новые исследования и материалы: Материалы XVIII Междунар. ежегод. конф. по иудаике. Т. 4 / Отв. ред. В. В. Мочалова. М.: [Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер»], 2011. С. 69–86.

18. Розенблат, Еленская 2009 — Розенблат Е., Еленская И. Память о Холокосте в Западных областях Белоруссии // История — миф — фольклор в еврейской и славянской культурной традиции / Отв. ред. О. В. Белова М.: [Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер»], 2009. С. 153–179.

19. Хальбвакс 2007 — Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Нов. изд-во, 2007.

20. Bernstein 2019 — Bernstein S. Ambiguous homecoming: Retribution, exploitation and social tensions during repatriation to the USSR, 1944–1946 // Past & Present. Vol. 242. No. 1. 2019. P. 193–226.

21. Exeler 2016 — Exeler F. What did you do during the war? Personal responses to the aftermath of Nazi occupation // Kritika. Vol. 17. No. 4. 2016. Р. 805–835. https://doi.org/10.1353/kri.2016.0050.

22. Heimo, Peltonen 2017 — Heimo A., Peltonen U. M. Memories and histories, public and private: after the Finnish Civil War // Memory, history, nation: Contested pasts / Ed. by K. Hodgkin, S. Radstone. New York: Routledge, 2017. P. 42-56.

23. Levy, Sznaider 2002 — Levy D., Sznaider N. Memory unbound: The Holocaust and the formation of cosmopolitan memory // European Journal of Social Theory. Vol. 5. No. 1. 2002. P. 87-106.

24. Rebrova 2020 — Rebrova I. Re-constructing grassroots Holocaust memory: The case of the North Caucasus. Berlin: De Gruyter Oldenbourg, 2020.

25. Shternshis 2017 — Shternshis A. When Sonia met Boris: An oral history of Jewish life under Stalin. Oxford: Oxford Univ. Press, 2017.

26. Welzer 2010 —Welzer H. Re-narrations: How pasts change in conversational remembering // Memory Studies. Vol. 3. No. 1. 2010. P. 5–17. https://doi.org/10.1177/1750698009348279.

27. Zeltser 2018 — Zeltser A. Unwelcome memory: Holocaust monuments in the Soviet Union. Jerusalem: Yad Vashem, 2018.

28. Zombory 2020 — Zombory M. The anti-communist moment: competitive victimhood in European politics // Revue d’études comparatives Est-Ouest. 2020. № 2–3. P. 21–54. https://doi.org/10.3917/receo1.512.0021.


Рецензия

Для цитирования:


Закревская Е.А. Устные рассказы о спасении евреев во время Холокоста: реальность, фольклор и медиазаимствования. Шаги/Steps. 2024;10(3):14-35. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-14-35

For citation:


Zakrvskaya E.A. Oral stories about the rescue of Jews during the Holocaust: Folklore, reality and media. Shagi / Steps. 2024;10(3):14-35. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-14-35

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)