Адский поезд и культура домов терпимости: что увидел Горький в кино
Аннотация
В статье рассматриваются две заметки Максима Горького, опубликованные в начале июля 1896 г. и отражающие впечатления молодого писателя от посещения одного из первых в России киносеансов. Являясь важным источником с точки зрения рецепции раннего кино и, в частности, одним из свидетельств, фиксирующих зрительский «страх» при просмотре фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда», эти тексты Горького в то же время содержат рефлексию более широкой социокультурной проблематики, о которой и пойдет речь в статье. В первой части статьи рассматриваются коннотации «призрачного» зрелища, каким предстает у Горького кино; кажется возможным связать такой способ описания с традицией репрезентации бедности и отверженности в литературе и визуальных искусствах XIX в. Спектакль нищеты и лишений, разыгрываемый «тенями», поднимает ряд этических вопросов, среди которых на первый план выходит проблема зрительской позиции. Вторая часть данной статьи посвящена статусу (кино)зрителя в контексте массовой культуры рубежа веков. Очерки Горького о кино рассматриваются как эпизод истории образов, иллюстрирующий взаимовлияние визуального и вербального.
Об авторе
К. О. Гусарова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Для цитирования:
Гусарова К.О.
Адский поезд и культура домов терпимости: что увидел Горький в кино. Шаги/Steps. 2020;6(4):170-193.
For citation:
Gusarova K.O.
A train from hell and the culture of brothels: What Gorky saw at the cinema. Shagi / Steps. 2020;6(4):170-193.
Просмотров:
8