Английский петраркизм/антипетраркизм: "poetics of doubleness"
Аннотация
Поэзия английского Ренессанса в числе последних вошла в мощную традицию европейского петраркизма с ее доминирующим жанром - сонетом. Это определило двойную природу английского сонета, справедливо относимого к «поэтике двойственности» (Брук-Дейвис), в которой петраркизм и антипетраркизм сливаются друг с другом (Хизер Даброу). На протяжении всей своей вековой истории английский петраркизм был вовлечен как в овладение формой, так и в остранение ее, порой смеясь над условностью, порой серьезно подрывая ее (ср. введенную Ю. Н. Тыняновым оппозицию пародийности и пародичности). В сонете как нигде до того новое зрение осуществляло себя в самой природе жанрового слова, рефлективного и метафорического. Если Сидни был известен своей игрой со словом и условностью, опрокидывая ее с ног на голову, то Шекспир был занят исследованием душевной глубины, сделав слово mind ключевым в цикле предположительно поздних сонетов (104-126). В процессе эволюции жанровой системы Ренессанса функция сонета в определенном смысле подобна функции романа - по Бахтину, первой литературной формы, героем которой выступает говорящий человек. Жанровая природа сонета сосредоточена на рефлексии и остроумии.
Об авторе
И. О. Шайтанов
Российский государственный гуманитарный университет
Для цитирования:
Шайтанов И.О.
Английский петраркизм/антипетраркизм: "poetics of doubleness". Шаги/Steps. 2020;6(3):258-268.
For citation:
Shaytanov I.O.
English Petrarchism / anti-Petrarchism: ‘Poetics of doubleness'. Shagi / Steps. 2020;6(3):258-268.
Просмотров:
5