"Плеяда равнодушных ремесленников": как в России переводили Джордж Элиот
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2020-6-3-137-151
Аннотация
Несмотря на то что русская рецепция романов Дж. Элиот не раз становилась объектом исследования, такой аспект этой рецепции, как перевод, практически не становился предметом специального изучения. В статье рассматриваются три перевода романа «Даниель Деронда». Во-первых, перевод-пересказ, опубликованный в «Вестнике Европы» (1877), который представляет собой не столько философский роман воспитания, сколько слезливо-романтическую историю. Во-вторых, два полных перевода романа, один из которых выполнен Е. Г. Бекетовой. Перевод Бекетовой (1877) максимально близко следует за оригиналом, сохраняя и авторскую иронию, и рефлексию. Для перевода, опубликованного в журнале «Еврейская семейная библиотека» (1902), характерны такие приемы, как замена нейтральной лексики эмоционально окрашенной, уход от авторской иронии, купюры, это приводит к появлению текста стилистически гладкого, но довольно далекого от оригинала. Вероятно, переводчик воспринимал роман Дж. Элиот прежде всего как женскую прозу и ориентировался на стилевую манеру Жорж Санд, в результате чего текст отчасти теряет своеобразие и становится еще одним примером жорж-зандизма; в то время как буквальный перевод Бекетовой оказывается ближе к поэтике Дж. Элиот, не сводимой к заданной идеологической или художественной парадигме.
Об авторе
Е. И. СамородницкаяРецензия
Для цитирования:
Самородницкая Е.И. "Плеяда равнодушных ремесленников": как в России переводили Джордж Элиот. Шаги/Steps. 2020;6(3):137-151. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2020-6-3-137-151
For citation:
Samorodnitskaya Е.I. “A constellation of indifferent artisans”: How George Eliot was translated in Russia. Shagi / Steps. 2020;6(3):137-151. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2020-6-3-137-151