Космос как эстетика? Космос в арт-проектах Москвы и Санкт-Петербурга начала XXI в.
Аннотация
В статье рассматриваются мемориальные и культурные традиции, тенденции и их влияние на экспозиционные практики демонстрации и интерпретации темы космоса на временных выставках крупнейших художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга в 2000-2020-е годы. Тематический обзор и анализ профессиональной рецепции экспозиций позволяют обозначить характерные черты осмысления космического в кураторских практиках. Отдельное внимание уделено проекту Марины Федоровой «Cosmodreams»; анализируются контекст, дискурс, особенности построения нарратива, форматы проекта, его визуальная эстетика, стратегии коммуникации с аудиторией и специфика роли художника в работе с космической тематикой. Проект эклектично сочетает советскую символику с современными экспозиционными технологиями и стратегиями коммуникации, что характеризует описываемое явление как «эстетизацию памяти». Выдвижение визуальной эстетики на передний план и отсутствие элементов science art в интерпретации темы космоса в рамках проекта снижают вероятность критической рефлексии и развития темы в культурном поле.
Ключевые слова
космос,
Марина Федорова,
исследования памяти,
коммуникация,
дискурс,
нарратив,
экспозиция,
временная выставка,
художественный музей,
медиа,
платформы
Об авторе
А. С. Правдюк
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Для цитирования:
Правдюк А.С.
Космос как эстетика? Космос в арт-проектах Москвы и Санкт-Петербурга начала XXI в. Шаги/Steps. 2021;7(4):238-260.
For citation:
Pravdyuk A.
Outer space as aesthetics? Outer space in art projects in Moscow and St. Petersburg at the beginning of the 21st century. Shagi / Steps. 2021;7(4):238-260.
Просмотров:
7