Трагедия Цветаевой «Ариадна»: проблема сценического претворения
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-176-189
Аннотация
Статья посвящена трагедии Цветаевой «Ариадна» и проблеме ее сценического претворения. Анализ музыкальной организации стиха пьесы показывает, что мелодикоритмическое структурирование прямой речи создает иллюзию ее театрального воплощения, т. е. еще на уровне словесного текста фиксируется интонационный и в широком смысле пластический рисунок действия. Кроме того, именно музыкальными средствами творятся образы и вычерчивается драматический конфликт. Постановка «Ариадны» на сцене петербургского Театра сатиры на Васильевском острове (2001) учла эту музыкальную природу пьесы. Режиссер Светлана Свирко нашла свой музыкальный ключ, впервые за почти столетнюю историю цветаевской трагедии открывший путь к ее театральному воплощению. В пьесе ХХ в. спектакль обнаружил природу античного искусства, выявил родословную, ведущую к хоровым истокам древнегреческого театра, и дал определенный ответ на вопрос о сценичности «Ариадны» Цветаевой, в той или иной форме возникавший у исследователей.
Ключевые слова
Об авторе
Д. Д. КумуковаРоссия
Джамиля Дмитриевна Кумукова кандидат искусствоведения старший научный сотрудник, сектор театра
190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5
Тел.: +7 (812) 315-55-87
Список литературы
1. Вульф 1998 — Вульф В. Я. Марина Цветаева и люди театра // «...Все в груди слилось и спелось»: Пятая цветаевская междунар. науч.-тематическая конф. (9-11 октября 1997): Сб. докладов / Сост. Н. И. Катаева-Лыткина и др. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1998. С. 141-148.
2. Гаспаров 2001 — Гаспаров М. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб.: Азбука, 2001. С. 136-149.
3. Герцман 2019 — Герцман Е. В. Далекое эхо античной хореографии: По материалам письменности: Учеб. пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2019.
4. Кереньи 2020 — Кереньи К. Исследования лабиринта / Пер. с нем. СПб.: Евразия, 2020. Максимов 2014 — Максимов В. Театральные формы музыкально-синтетической концепции и катарсис // Максимов В. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре ХХ века: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям «Режиссура театра», «Театроведение» и по направлению подготовки «Театральное искусство». СПб.: Изд- во СПГАТИ, 2014. С. 251-256.
5. Кумукова 2007 — Кумукова Д. Д. Театр М. И. Цветаевой, или «Тысяча первое объяснение в любви Казанове» (Поэтическая драма в эпоху «синтеза искусств»). М.: Совпадение, 2007.
6. Павловский 1989 — Павловский А. Куст рябины: о поэзии Марины Цветаевой. Л.: Сов. писатель; Ленингр. отд-е, 1989.
7. Песочинский 2001 — Песочинский Н. Театр сатиров играет Цветаеву // Петербургский театральный журнал. 2001. № 4 (26). С. 173.
8. Порфирьева 2010 — Порфирьева А. Л. Трагедии духа. «Федра» Марины Цветаевой и «античные» трагедии Вячеслава Ивановна // Цветаева, ее эпоха и современный театр: Сб. ст. по материалам конф. к 115-летию со дня рождения поэта / Отв. ред. Д. Д. Кумукова. СПб.: ГНИИ «Ин-т истории искусств», 2010. С. 20-62.
9. Таршис 2010 — Таршис Н. А. Поэт и сцена // Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. СПб.: Изд-во СПГАТИ, 2010. С. 134-137.
10. Forrester 2016 — Forrester S. Marina Cvetaeva and folklore // A companion to Marina Cvetaeva: Approaches to a major Russian poet / Ed. by S. Forrester. Leiden; Boston: Brill, 2016. P. 66-91.
Рецензия
Для цитирования:
Кумукова Д.Д. Трагедия Цветаевой «Ариадна»: проблема сценического претворения. Шаги/Steps. 2022;8(1):176-189. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-176-189
For citation:
Kumukova D.D. Tsvetaeva's tragedy Ariadne: Stage performance experience. Shagi / Steps. 2022;8(1):176-189. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-176-189