Театральные исследования лабораторного дискурса: понятия, история идей, российский контекст
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-161-175
Аннотация
В статье анализируется лабораторный дискурс на примере интервью режиссера, теоретика театра Анатолия Васильева, записанных Зарой Абдуллаевой. Выделение и анализ такого дискурса предлагается в качестве альтернативы методам включенного наблюдения, насыщенного описания и других антропологических методов при изучении театральных лабораторий. В статье также очерчивается связь театральных лабораторий и производственной эстетики (Борис Арватов, Вальтер Беньямин). Благодаря институциональной критике лаборатории (Бруно Латур) ставится вопрос о возможностях взаимовлияния театров-лабораторий и общества. Театр-лаборатория рассматривается в статье как паратип искусства соучастия (Клэр Бишоп). Кроме того, проводится обзор сведений об истории и исследованиях театра-лаборатории в России. Выявленные Латуром механизмы влияния лаборатории на общество позволяют по-новому взглянуть на различную лабораторную деятельность Васильева, на комментарии и уточнения, которые он делает постфактум по поводу завершенных проектов.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. Г. ЛидерманРоссия
Юлия Геннадиевна Лидерман кандидат культурологии старший научный сотрудник, Лаборатория историко-культурных исследований, Школа актуальных гуманитарных исследований
119571, Москва, пр-т ВернаДского, Д. 82
Тел: +7 (499) 956-96-47
Список литературы
1. Бишоп 2018 — Бишоп К. Искусственный ад: Партиципаторное искусство и политика зрительства / Пер. с англ. М.: V-A-C press, 2018.
2. Беньямин 2010 — Беньямин В. Автор как производитель (Выступление в Институте изучения фашизма в Париже 27 апреля 1934 года) / Пер. с нем. // Логос 2011. № 4 (77). С. 122-142.
3. Богданова 2007 — Богданова П. Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим. М.: Нов. лит. обозрение, 2007.
4. Гудмен 2001 — Гудмен Н. Факт, фантазия и предсказание: способы создания миров: Статьи / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс; Логос; Праксис, 2001.
5. Латур 2002 — Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / Пер. с англ. // Логос. 2002. № 5-6 (35). С. 211-241.
6. Paavolainen 2012 — Paavolainen T. Grotowski and the “objectivity” of performance // Paavolainen T. Theatre/ecology/cognition: Theorizing performer-object interaction in Grotowski, Kantor, and Meyerhold. New York: Palgrave Macmillan, 2012. P. 123-161.
Рецензия
Для цитирования:
Лидерман Ю.Г. Театральные исследования лабораторного дискурса: понятия, история идей, российский контекст. Шаги/Steps. 2022;8(1):161-175. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-161-175
For citation:
Liderman Yu.G. Theatrical research of laboratory discourse: Concepts, history of ideas, Russian context. Shagi / Steps. 2022;8(1):161-175. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-161-175