Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Современное состояние эпического сказительства и способы получения / передачи сакрального знания на Филиппинах

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-40-67

Аннотация

Статья дает оценку современного состояния сказительства на Филиппинах – в вестернизированной христианской стране, коренные народы которой сохраняют шаманские верования и архаический ритуальный эпос. Под влиянием перевода горцев на стандарты христианского государства здесь на наших глазах происходят переформатирование связей эпоса с ритуальными циклами, отрыв от локальности, связывающей эпос с местными реалиями. «Эпос для богов/духов», который исполнялся с целью услаждения слуха богов-героев и получения от них помощи, преобразуется в эпос для людей. Язык сказаний упрощается; трансформируются, слабеют и постепенно исчезают ритуальные функции сказителя и самого акта исполнения; вырабатываются «развлекательные» версии. Для большинства эпических традиций мира названные процессы можно только гипотетически реконструировать. Рассмотрены способы передачи сакрального знания в народной традиции. Становление эпического певца, равно как и шамана и целителя, всегда предполагает обучение, однако часто осмысляется как дар, получаемый (обычно во сне) от «владельцев эпоса» – умерших или умирающих сказителей, покойных предков и/или обожествленных героев эпоса, иногда получение дара предполагает период «шаманской болезни». Рассматривается роль экстренного замещения в становлении сказителя. Основным источником служат полевые материалы автора. С 1990-х годов по 2024 г. велась полевая работа со сказителями коренных народов провинции Ифугао острова Лусон, сопоставительные материалы собраны на островах Минданао и Панай, привлечены данные, собранные у шаманов и народных целителей разных районов Филиппин и у бахнарических народов Камбоджи (полевые материалы автора 2015–2024 гг.).

Об авторе

М. В. Станюкович
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Россия

Мария Владимировна Станюкович,  кандидат исторических наук ведущий научный сотрудник, зав.
oтделом Австралии, Океании и Индонезии

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3



Список литературы

1. Азадовский 1932 — Азадовский М. К. Русские сказочники // Русская сказка: Избр. мастера: В 2 т. / Ред. и коммент. М. К. Азадовского. Т. 1. [М.; Л.]: Academia, 1932. С. 9–90.

2. Богораз 1934–1939 — Богораз В. Г. Чукчи / Авт. пер. с англ. под ред. Ю. П. Францова: В 2 ч. Л.: Изд. Главсевморпути, 1934–1939.

3. Гусев 1993 — Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: [б. и.], 1993.

4. Дмитренко, Станюкович 2023 — Дмитренко С. Ю., Станюкович М. В. Экспедиции в Юго-Восточную Азию: Филиппины (1994–2020) и Камбоджа (2014–2022). Полевые материалы, этнографические коллекции, публикации // XXXII Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: Россия и Восток: К 300-летию СПбГУ. 26–28 апреля 2023 г.: Материалы конгресса / Отв. ред. Н. Н. Дьяков и др. СПб.: Изд-во РХГА, 2023. С. 246–247.

5. Жирмунский 1979 — Жирмунский В. М. Легенда о призвании певца // Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1979. С. 397–407.

6. Лукина 2021 — Лукина А. А. Шаманские практики народа тампуан: по архивным материалам М. В. Станюкович // Фольклор: структура, типология, семиотика. Т. 4. № 2. С. 131–145. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-2-131-145.

7. Неклюдов 1995 — Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2–4.

8. Неклюдов 2010 — Неклюдов С. Ю. Фольклор и современность: итоги ХХ века // От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сб. материалов / [Сост. В. Е. Добровольская, А. С. Каргин]. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2010. С. 30–40.

9. Петров 2020 — Петров Н. В. «После традиции»: «осколки» русского эпоса // «Осколки» в традиции: Коллективная монография / Сост. Е. Е. Левкиевская, Н. В. Петров, О. Б. Христофорова. М.: Неолит, 2020. С. 122‒133.

10. Петров 2023 — Петров Н. В. Эпические сказители: сценарии обретения мастерства // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2023. № 4. С. 100–116. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-100-116.

11. Путилов 1997 — Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1997.

12. Ревуненкова 2010 — Ревуненкова Е. В. Мужские и женские роли в обряде охоты за головами у народов Индонезии // Ревуненкова Е. В. Индонезия и Малайзия — перекресток культур: Сб. ст. / Под ред. М. В. Станюкович (отв. ред.), А. К. Касаткиной. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 123–130. (Маклаевский сб. Вып. 2).

13. Рид 2011 — Рид Л. А. Коренные народы — кто они? Происхождение и трансформации / [Пер. с англ. М. В. Станюкович] // Pilipinas muna! Филиппины прежде всего: К 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова / Отв. ред. и сост. М. В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 349–374.

14. Станюкович 1981 — Станюкович М. В. Эпос и обряд у горных народов Филиппин // Советская этнография. 1981. № 5. С. 72–83.

15. Станюкович 1982 — Станюкович М. В. Историческая типология и этнокультурные связи героического эпоса ифугао, Филиппины: Дис. … канд. ист. наук / Ин-т этнографии АН СССР (Ленингр. часть). Л., 1982.

16. Станюкович 2001 — Станюкович М. В. Когда мужчины-жрецы обращаются к духам-помощникам шаманок: эпос, любовная магия и национальные выборы на Филиппинах // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы междунар. конгресса, посвящ. памяти А. В. Анохина, Н. П. Дыренковой, С. М. Широкогорова. Москва. Россия. 7–12 июня 1999 г. Ч. 3 / [Сост. В. И. Харитонова, Д. А. Функ]. М.: [б. и.], 2001. С. 177–192. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам; Т. 5. Ч. 3).

17. Станюкович 2011 — Станюкович М. В. Эпос и память живых и мертвых // Классический фольклор сегодня: Материалы конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Б. Н. Путилова. Санкт-Петербург, 14–17 сентября 2009 г. / Отв. ред. Т. Г. Иванова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 472–491.

18. Станюкович 2014a — Станюкович М. В. Номинации ЮНЕСКО в провинции Ифугао в контексте истории и современного положения коренных народов Филиппин // Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики: Сб. науч. ст. по итогам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 17–18 октября 2014 г.) / Отв. ред. и сост. В. В. Поддубиков. Кемерово: Практика, 2014. С. 359–364.

19. Станюкович 2014b — Станюкович М. В. Эпос, фольклористика, национализм и прочая идеология — от России до Филиппин // Фольклор и этнокультурная идентичность: Материалы IV Междунар. Школы молодых фольклористов / Сост. Н. Н. Глазунова. СПб.: РИИИ, 2014. С. 85–96.

20. Станюкович 2015 — Станюкович М. В. Идеологизированный информант и «архивный юноша»-фольклорист // Антрополог глазами информанта / Информант глазами антрополога / Под ред. А. С. Архиповой, Н. Н. Рычковой. М.: Форум, 2015. С. 38–58.

21. Станюкович 2017 — Станюкович М. В. О роли чужой культуры в формировании и сохранении эпической традиции. Филиппинские параллели к российским материалам // III Всероссийский конгресс фольклористов: Москва, 3–7 февраля 2014 г.; Сб. науч. ст.: В 5 т. Т. 1: Актуальные проблемы российской фольклористики / Сост. В. Е. Добровольская и др. М.: РОСКУЛЬТПРОЕКТ, 2017. С. 289–302.

22. Станюкович 2018 — Станюкович М. В. Белая дама и ее либрета // Фольклор и антропология города. Т. 1. № 1. С. 302–320.

23. Станюкович 2021 — Станюкович М. В. Фольклор (эпос) и история формирования письменной литературы Филиппин // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 2021. № 4. С. 20–36.

24. Станюкович, Федоров 2018 — Станюкович М. В., Федоров Р. В. Неотложная полевая этнография Юго-Восточной Азии. Север Камбоджи и юг Филиппин // Кунсткамера. 2018. № 1. С. 109–121. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2018-1-109-121.

25. Чистов 1975 — Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В. Я. Проппа (1895–1970) / [Сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов]. М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1975. С. 26–43.

26. Штернберг 1927 — Штернберг Л. Я. Избранничество в религии // Этнография. 1927. № 1. С. 1–56.

27. Abrera 2009 — Abrera M. B. L. Seclusion and veiling of women: A historical and cultural approach // Philippine Social Science Review. Vol. 60. No. 1. 2009. P. 33–56.

28. Afable 2004 — Afable P. O. Journeys from Bontoc to the Western Fairs, 1904–1915: The “Nikimalika” and their interpreters // Philippine Studies. Vol. 52. No. 4. 2004. P. 445–473.

29. Amparo Adelina, Umewaka 2007 — Hudhud and Noh: A dialogue of cultures / Ed. by C. Umali Amparo Adelina, N. Umewaka. Manila: Univ. of Philippines Center for International Studies; Japan Foundation, 2007. (Palabas).

30. Barton 1938 — Barton R. F. Philippine pagans — Autobiographies of three Ifugaos. London: George Routledge and Sons, Ltd, 1938. (Repr. with a change of title: Barton R. F. Autobiographies of three pagans in the Philippines. New York; New Hyde Park, NY: University Books, 1963).

31. Barton 1946 — Barton R. F. The religion of the Ifugaos. Menasha, WI: American Anthropological Association, 1946. (= American Anthropologist. New Series. Vol. 48. No. 4. 1946. Pt. 2). (American Anthropological Association Memoir; No. 65).

32. Barton 1955 — Barton R. F. The mythology of the Ifugaos. Philadelphia: American Folklore Society, 1955. (Memoirs of the American Folklore Society; Vol. 46).

33. Blench, Campos 2010 — Blench R., Campos F. Recording oral literature in a literate society: A case study from the northern Philippines // Language Documentation and Description. Vol. 8. 2010. P. 49–65. https://doi.org/10.25894/ldd215.

34. Bogoras 1904–1909 — Bogoras W. The Chukchee. New York; Leiden: E. J. Brill Ltd Printers & Publishers, 1904–1909. (The Jesup North Pacific Expedition / Ed. by F. Boas. Memoir of the American Museum of Natural History, Vol. 7).

35. Castro 1983 — Epics of the Philippines / Ed. by J. V. Castro. Quezon City: ASEAN Committee on Culture and Information, 1983. (Anthology of ASEAN literatures; Vol. 1).

36. Castro 1984 — Mga epiko ng Pilipinas / Ed. by J. V. Castro. Quezon City: Komite ng Kultura at Kabatiran ng ASEAN, 1984. (Antolohiya ng mga panitikang ASEAN; Vol. 1a).

37. Espinas 1996 — Espinas M. B. Ibalong: The Bikol folk epic fragment. Manila: Univ. of Sto. Tomas Publishing House, 1996.

38. Jocano 1965 — Jocano L. The epic of Labaw Donggon. Chanted by Ulang Udig. Quezon City: Univ. of the Philippines, 1965.

39. Klimenko, Stanyukovich 2018 — Klimenko S. B., Stanyukovich M. V. Yattuka and Tuwali Ifugao hudhud: Yattuka, Kelei-i, and Tuwali Ifugao interference // Acta Linguistica Petropolitana = Труды института лингвистических исследований. Т. 14. № 2. 2018. P. 585–636. http://doi.org/10.30842/alp2306573714223.

40. Klimenko et al. 2021 — Klimenko S. B., Stanyukovich M. V., Sychenko G. B. Poetic language and music of the hudhud ni nosi, a Yattuka funeral chant, the Philippines // Versification: Metrics in practice / Ed. by Frog, S. Grünthal, K. Kallio, J. Niemi. Helsinki: Finnish Literature Society, 2021. P. 149–170. (Studia Fennica Litteraria; 12).

41. Lambrecht 1960 — Lambrecht Fr. Ifugaw hu’dhud. Hudhud of Aliguyun who was bored by the rustle of the palm tree at Aladugen // Folklore Studies. Vol. 19. 1960. P. 1–174.

42. Lambrecht 1961 — Lambrecht Fr. Ifugaw hu’dhud (continued). Hudhud of Bugan with whom the ravens flew away, at Gonhadan // Folklore Studies. Vol. 20. 1961. P. 136–273.

43. Lambrecht 1965 — Lambrecht Fr. Ifugao hudhud literature // Saint Louis Quarterly. Vol. 3. No. 2. 1965. P. 191–214.

44. Lambrecht 1967 — Lambrecht Fr. The hudhud of Dinulawan and Bugan at Gonhadan’ // Saint Louis Quarterly. Vol. 5. No. 3–4. 1967. P. 267–713.

45. Magos 1995 — Magos A. The Binukot (well-kept maiden) in a changing socio-political perspective (ca. 1850s–1994) // Edukasyon = Gender Issues. Vol. 1. No. 4. 1995. P. 61–77.

46. Manuel 1963 — Manuel E. A. A survey of Philippine folk epics // Asian Folklore Studies. Vol. 22. No. 1. 1963. P. 1–76.

47. Muyco 2016 — Muyco M. Ch. Binukot at nabukot: From myth to practice // Humanities Diliman. Vol. 13. No. 2. 2016. P. 49–74.

48. Scott 1994 — Scott W. H. Barangay: Sixteenth-century Philippine culture and society. Quezon City: Ateneo de Manila Univ. Press, 1994.

49. Stanyukovich 2007 — Stanyukovich M. V. Poetics, stylistics and ritual functions of Hudhud and Noh // Hudhud and Noh: A dialogue of cultures / Ed. by A. A. C. Umali, N. Umewaka. Manila: Univ. of Philippines Center for International Studies; Japan Foundation, 2007. P. 62–67, 71–74.

50. Stanyukovich 2013 — Stanyukovich M. Epic as a means to control memory and emotions of gods and humans: Ritual implications of Hudhud among the Yattuka and Tuwali Ifugao // Songs of memory in islands of Southeast Asia / Ed. by N. Revel. Newcastle-upon-Tyne: Cambridge Scholars Publ., 2013. P. 161–198.

51. Umali, A. A. C. & Umewaka, N. (2007). Hudhud and Noh: A dialogue of cultures. Univ. of Philippines Center for International Studies; Japan Foundation.


Рецензия

Для цитирования:


Станюкович М.В. Современное состояние эпического сказительства и способы получения / передачи сакрального знания на Филиппинах. Шаги/Steps. 2025;11(1):40-67. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-40-67

For citation:


Stanyukovich M.V. The current state of oral epic performing in the Philippines and ways of transmitting / acquiring sacred knowledge by singers and shamans. Shagi / Steps. 2025;11(1):40-67. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-40-67

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)