Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Искусство сказителя: аспекты «мистический» и «рациональный»

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-17-39

Аннотация

Эпический сказитель – человек, посвятивший жизнь исполнению героико-эпических сказаний перед односельчанами или иной аудиторией. Существует много рассказов о том, как будущий сказитель обретает свои творческие способности. Это обретение в основном бывает двух типов. Первый тип («мифологический»): человек получает свой поэтический дар мистическим способом – добровольно или по сверхъестественному принуждению, его можно назвать «сказительской инициацией» (по аналогии с инициацией шаманской). Как правило, она случается в детстве или в отрочестве будущего сказителя, без свидетелей – когда мальчик/юноша присматривает за скотом, после сильной грозы, во сне и т. п. «Патроном инициации» почти всегда выступает некий персонаж иного мира, часто – дух того эпического героя, который воспевается в эпосе. Процесс обретения «дара» обычно совпадает и с мистическим получением самих текстов в их словесном и музыкальном воплощении. Попытка отказаться от «дара» чревата бедами и болезнями. Второй тип («реалистический»): человек с детства интересуется песнями и сказаниями, запоминает их и пытается повторять. Получив одобрение, он поступает в ученики к признанному сказителю (певцу, музыканту), наблюдает за работой мастера, перенимает умения и приемы, запоминает репертуар, обучается владению голосом, обращению с инструментом. Помимо практического значения, «ученичество» может иметь и символическую функцию. Зачастую только наличие «школы» дает начинающему сказителю право выступать перед аудиторией, на что его благословляет учитель, выступающий тоже в роли «патрона инициации». Если потусторонний персонаж осуществляет «вступительное» посвящение, наделяя сказителя поэтическим даром, то мастер-наставник завершает «инициацию», выдавая разрешение на сказительскую деятельность (иногда это делает другое авторитетное лицо). Таким образом, между обоими типами есть прямые соответствия, некая общая модель, основой которой является первый («мифологический») тип «сказительской инициации».

Об авторах

С. Ю. Неклюдов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Сергей Юрьевич Неклюдов, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Лаборатория теоретической фольклористики, Школа актуальных гуманитарных исследований; профессор Центр типологии и семиотики фольклора

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82;

125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6



Бамао Дайцзи
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Дайцзи Бамао, аспирантка (2017–2019), Центр типологии и семиотики фольклора

125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. Активно-коллективные, пассивно-коллективные, продуктивные и непродуктивные этнографические факты // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 384–386.

2. Дaйцзи Бамао 2014 — Дaйцзи Бамао. Современные исполнители тибетского эпоса «Лин-Гэсар» … (полевые исследования лета 2013 года) // Mongolica-XII: [Сб. науч. ст. по монголоведению. Посвящ. 130-летию со дня рождения Б. Я. Владимирцова (1884–1931)] / [Ред. кол.: И. В. Кульганек и др.]. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2014. С. 43–54.

3. Дaйцзи Бамао 2019 — Дайцзи Бамао. Современная эпическая традиция Тибета: сказитель, текст, практики: Науч. доклад по квалификационной работе (дис.) / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 2019.

4. Жирмунский 2004 — Жирмунский В. М. Легенда о призвании певца // Жирмунский В. М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки / Сост. Б. С. Долгин, С. Ю. Неклюдов. М.: ОГИ, 2004. С. 358–370. (1-я публ.: Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука; Ленингр. отд-е, 1979. С. 397–407).

5. Каташев 1997 — Каташев С. М. Алтайский героический эпос // Алтайские героические сказания: Очи-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1997. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 15). С. 11–46.

6. Мелетинский и др. 2021 — Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике. М.: РГГУ, 2021. (Традиция — текст — фольклор: типология и семиотика).

7. Неклюдов 1975 — Неклюдов С. Ю. [Об экспедиции в Среднегобийский аймак МНР] // Советская этнография. 1975. № 3. С. 148–149.

8. Неклюдов 1977 — Неклюдов С. Ю. [Об экспедиции в Среднегобийский аймак МНР] // Советская этнография. 1977. № 1. С. 148–149.

9. Неклюдов 2003 — Неклюдов С. Ю. Звучащее слово в фольклоре // Евразийское пространство: Звук, слово, образ / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов; Сост. Л. О. Зайонц, Т. В. Цивьян. М.: Языки славян. культуры, 2003. С. 108–119.

10. Неклюдов 2019 — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019.

11. Неклюдов, Декьи Бамао 2021 — Неклюдов С. Ю., Декьи [Дайцзи] Бамао. «Призвание певца» как модель сказительской инициации: тибетская версия // Фольклор и антропология профессий: Материалы XXI Междунар. школы по фольклористике и культурной антропологии [4–10 октября 2021 г.] / Сост. Н. С. Петрова. М.: РАНХиГС; РГГУ, 2021. С. 5–6.

12. Неклюдов, Рифтин 1976 — Неклюдов С. Ю., Рифтин Б. Л. Новые материалы по монгольскому фольклору // Народы Азии и Африки. 1976. № 2. С. 135–147.

13. Путилов 1997 — Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 1997.

14. Рахматуллин 1968 — Рахматуллин К. А. Творчество манасчи // «Манас»: героический эпос киргизского народа / [Ред. и авт. предисл. С. Мусаев]. Фрунзе: Илим, 1968. С. 75–147.

15. Функ 2005 — Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: Комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005.

16. Юша 2018 — Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века: Структура. Семантика. Прагматика. Новосибирск: Наука, 2018.

17. Hatto 1970 — Hatto A. Τ. Shamanism and epic poetry in Northern Asia. London: Univ. of London (School of Oriental and African Studies), 1970. (Foundation Day Lecture).

18. Heissig 1967 — Heissig W. Tibet und die Mongolei als literarische Provinzen // Shulemann W. Die Kunst Zentralasiens als Ausdrucksform religiösen Denkens; Heissig W. Tibet und die Mongolei als literarische Provinzen. Köln; Opladen: Westdeutscher Verlag, 1967. (Arbeitsgemeinschaft für Forschung des Landes Nordrhein-Westfalen; Heft 132). S. 105–135.

19. Stein 1959 — Stein R.-A. Recherches sur l’épopée et le barde au Tibet. Paris: Presses Universitaires de France, 1959. (Bibliothèque de l’Institut des hautes études chinoises; Vol. 13).


Рецензия

Для цитирования:


Неклюдов С.Ю., Дайцзи Б. Искусство сказителя: аспекты «мистический» и «рациональный». Шаги/Steps. 2025;11(1):17-39. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-17-39

For citation:


Nekliudov S.Yu., Daiji B. The art of the storyteller: «Mystical» and «rational» aspects. Shagi / Steps. 2025;11(1):17-39. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2025-11-1-17-39

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)