Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

От «тупого быдла» в интернете до нового героя протестов: дисфемизм школота и репрезентации подросткового участия в публичной сфере

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-163-184

Аннотация

Дисфемизм школота появляется в русскоязычном сегменте интернета в 2007–2008 гг. и становится «общим местом» воображения и репрезентации подростков как в повседневном языке интернет-пользователей, так и в журналистской и художественной рецепции. Рассматривая семантические границы и контекст использования слова школота в публикациях и комментариях на платформе LiveJournal и соотнося их с общественно-политическим контекстом, автор статьи описывает процесс трансформации дисфемизма как одновременное расширение видимости подросткового участия в публичной сфере и деконструкцию на уровне публичной риторики образа пассивного, беззащитного (в первую очередь перед манипуляциями взрослых) и опасного подростка. Анализ дисфемизма школота предстает методологической перспективой, которая позволяет под новым углом рассмотреть риторику «детского вопроса» в современной России.

Об авторе

И. В. Прус
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия

Ирина Владимировна Прус –  студентка магистратуры, факультет антропологии

191187, Санкт-Петербург, Гагаринская ул., д. 6/1, А

Тел.: +7 (812) 386-76-36



Список литературы

1. Архипова 2021 — Александра Архипова: «Послание Навального дошло до очень многих» / [Интервьюер К. Туркова] // Голос Америки. 2021. 28 янв. URL: https://www.golosameriki.com/a/arkhipova-poslaniye-navalnogo-doshlo-do-ochen-mnogih/5754872.html.

2. Брубейкер 2012 — Брубейкер Р. Этничность без групп / Пер. с англ. И. Борисовой. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012.

3. Галямина 2015 — Галямина Ю. Е. Дискурсивная борьба за власть: роль речевых этикеток // Антропология власти: фольклорные тексты, социальные практики: Материалы XV Междунар. школы-конф. по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии / Cост. А. С. Архипова, С. Ю. Неклюдов, Д. С. Николаев, Н. Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2015. С. 224–225.

4. Горный 2009 — Горный Е. Русский LiveJournal: влияние культурной идентичности на развитие виртуального сообщества // Control+Shift: Публичное и личное в русском интернете / Под ред. Н. Конрадовой, К. Тойбинер, Э. Шмидт. М.: Нов. лит. обозрение, 2009. С. 109–130.

5. Ерпылева 2014a — Ерпылева С. «На митинги я не ходил, меня родители не отпускали»: взросление, зависимость и самостоятельность в деполитизированном контексте // Политика аполитичных: гражданские движения в России 2011–2013 годов / Отв. ред. С. Ерпылева, А. Магун. М.: Нов. лит. обозрение, 2014. С. 107–140.

6. Ерпылева 2014b — Ерпылева С. Протесты подростков в России и Европе: к вопросу о воспитании политической самостоятельности в демократических сообществах // Сделано в Европе: взгляд российских исследователей / Под ред. М. Ноженко, Е. Белокуровой. СПб.: Норма, 2014. С. 127–144.

7. Желнина 2014 — Желнина А. «Я в это не лезу»: восприятие «личного» и «общественного» среди российской молодежи накануне выборов // Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011–2013 годов / Отв. ред. С. Ерпылева, А. Магун. М.: Нов. лит. обозрение, 2014. С. 143–180.

8. Журженко 2004 — Журженко Т. Старая идеология новой семьи: демографический национализм России и Украины // Семейные узы: Модели для сборки: Сб. ст. Кн. 2 / Сост. и ред. С. Ушакин. М.: Нов. лит. обозрение, 2004. С. 268–296.

9. Журженко 2008 — Журженко Т. Гендерные рынки Украины: Политическая экономия национального строительства. Вильнюс: ЕГУ, 2008.

10. Зверева 2012 — Зверева В. Сетевые разговоры: Культурные коммуникации в Рунете. Bergen: Dept. of Foreign Languages, Univ. of Bergen, 2012.

11. Кирчик 2009 — Кирчик О. Пьер Бурдье // Мыслящая Россия: История и теория интеллигенции и интеллектуалов / Под ред. Е. Козиевской, В. Куренного, Е. Яценко. М.: Аванти, 2009. С. 314–333.

12. Кустарев 2012 — Кустарев А. Соционимы: креативный класс // Неприкосновенный запас. 2012. № 3. C. 3–10.

13. Львовский 2010 — Львовский С. Под знаком ювенальной юстиции // Pro et Contra. Т. 14. № 1–2. 2010. С. 20–41.

14. Паисова, Дементьева 2010 — Паисова Е., Дементьева А. Хомячки протестуют, и это хорошо // Искусство кино. 2010. № 1. С. 16–21.

15. Радченко, Архипова 2018 — Радченко Д., Архипова А. Укроп и ватник: «язык вражды» российско-украинского конфликта как нападение и защита // Ab Imperio. 2018. № 1. C. 191–220.

16. Фуфаева 2018 — Фуфаева И. Доброта, милота, админота, политота, или Новая жизнь старого суффикса // Троицкий вариант. 2018. 5 июня. С. 10.

17. boyd 2011 — boyd d. White flight in networked publics? How race and class shaped American teen engagement with MySpace and Facebook // Race after the Internet / Ed. by L. Nakamura, P. A. Chow-White. Abingdon-on-Thames: Routledge, 2011. P. 203–222.

18. Comaroff, Comaroff 2005 — Comaroff J., Comaroff J. Reflections on youth, from the past to the postcolony // Makers & breakers: Children & youth in postcolonial Africa / Ed. by F. De Boeck, A. Honwana. Trenton, NJ: Africa World Press, 2005. P. 19–30.

19. Felstiner et al. 1980 — Felstiner W. L. F., Abel R. L., Sarat A. The emergence and transformation of disputes: Naming, blaming, claiming… // Law & Society Review. Vol. 15. No. 3 / 4. 1980. P. 631–654.

20. Hemment 2015 — Hemment J. Youth politics in Putin’s Russia: Producing patriots and entrepreneurs. Bloomington: Indiana Univ. Press, 2015.

21. Howard 2012 — Howard R. G. How counterculture helped put the “vernacular” in vernacular webs // Folk culture in the digital age: The emergent dynamics of human interaction / Ed. by T. J. Blank. Logan: Utah State Univ. Press, 2012. P. 25–45.

22. Kukulin 2021— Kukulin I. The culture of ban: Pop culture, social media and securitization of youth politics in today’s Russia // International Journal of Cultural Policy. Vol. 27. Νο. 2. 2021. P. 177–190.

23. Miltner, Gerrard 2022 — Miltner K. M., Gerrard Y. “Tom had us all doing front-end web development”: A nostalgic (re)imagining of Myspace // Internet Histories. Vol. 6. No. 1–2. 2022. P. 48–67.

24. Rosenhan 1973 — Rosenhan D. L. On being sane in insane places // Science. Vol. 179. No. 4070. 1973. P. 250–258.


Рецензия

Для цитирования:


Прус И.В. От «тупого быдла» в интернете до нового героя протестов: дисфемизм школота и репрезентации подросткового участия в публичной сфере. Шаги/Steps. 2023;9(1):163-184. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-163-184

For citation:


Prus I.V. From Lemmings in the Internet to New Valiant Protesters: Dysphemism shkolota and the representati on of adolescent participati on in the public sphere. Shagi / Steps. 2023;9(1):163-184. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-163-184

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)