Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Феномен автоагиографии: к вопросу о замене субъектности в христианской мистике

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-94-116

Аннотация

В статье предпринимается попытка осмыслить феномен религиозного сознания. Ставится задача описать как имманентный опыт, психотехнику (работу над собой), то, что само себя понимает и описывает на своем языке с помощью метафизических понятий. Введение посвящено так называемому «Надгробному слову» московского священника Алексея Мечёва, в свое время проанализированному П. А. Флоренским и В. Н. Топоровым. Непонятным и интригующим в «Слове» является то, что оно составлено себе самому в самом похвальном ключе (а отнюдь не в смиренном тоне, как ожидалось бы) и по существу представляет собой прославление себя самого как святого. В частях I и II предлагаемой статьи этот же феномен рассмотрен на материале сочинений немецкой мистики XIV в.: автобиографии «Vita» констанцского мистика Генриха Сузо (1295/1297–1366) и дневниковых записок цюрихской визионерки Элсбет фон Ойе (ум. 1341/1342), дошедших до нас в подлиннике. И в первом, и во втором случае мы обращаем внимание на феномен двойного голосоведения, когда с самыми уничижительными и смиренными самооценками соседствуют высказывания, наделенные перформативной властью и лишенные всякого сомнения в полной и безоговорочной правоте. Так выглядит замена субъектности: по мере устранения человеческой субъектности харизматика в нем разворачивается субъектность Бога, божественной «искорки» — находящейся в нем, однако иноприродной харизматику эманации Бога, по отношению к которой сам харизматик выступает как инструмент. Не ставящее себе никаких пределов, императивное и безапелляционное обнаружение «искорки» в смиренном самом по себе харизматике соответствует прославлению себя в «Надгробном слове» отца А. Мечёва, что подчеркивается в заключении и эксплицируется в выводах.

Об авторе

М. Ю. Реутин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Михаил Юрьевич Реутин, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория историко-литературных исследований, Школа актуальных гуманитарных исследований, Институт общественных наук

119571, Москва,пр-т Вернадского, д. 82

Тел.: +7 (499) 956-96-47



Список литературы

1. Аверинцев 1977 — Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.

2. Реутин 1996 — Реутин М. Ю. Народная культура Германии: позднее Средневековье и Возрождение. М.: РГГУ, 1996.

3. Реутин 2019 — Реутин М.Ю. «Распятая возлюбленная распятого Сына». Немецкая мистика позднего Средневековья (Очерк традиции) // Элизабет Штагель. Житие сестер обители Тёсс / Изд. подгот. М. Ю. Реутин. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир»; Наука, 2019. С. 339–463.

4. Реутин 2020 — Реутин М. Ю. Трикстер Мелетинского и средневековый шут // Ad virum illustrum: К 70-летию Михаила Леонидовича Андреева / Ред.-сост. А. В. Голубков, И. В. Ершова, К. А. Чекалов. М.: Дело, 2020. С. 704–725.

5. Топоров 1989 — Топоров В. Н. Мейстер Экхарт-художник и «ареопагитическое» наследство // Палеобалканистика и античность / Отв. ред. В. П. Нерознак. М.: Наука, 1989. С. 219–252.

6. Топоров 2000 — Топоров В. Н. Об одном случае преодоления — опустошения своего Я: «Надгробное слово отца Алексея Мечёва // «У времени в плену»: Памяти Сергея Сергеевича Цельникера: Сб. ст. / [Сост. и отв. ред. И. В. Стеблева]. М.: Вост. лит., 2000. С. 148–180.

7. Флоренский 1997 — Флоренский П. Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева // «Пастырь добрый»: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва / Сост. С. Фомин. М.: Паломник; ТУГА, 1997. С. 583–602.

8. Beutin 1997–1999 — Beutin W. Anima. Untersuchungen zur Frauenmystik des Mittelalters: In 3 Bd. Frankfurt (am M.); Berlin; Bern; New York; Paris; Wien: Peter Lang, 1997–1999.

9. Hasebrink 2008 — Hasebrink B. Elsbeth von Oye: Offenbarungen (um 1340) // Literarische Performativität. Lekturen vormoderner Texte / Hrsg. von C. Herberichs, C. Kiening. Zürich: Chronos, 2008. S. 259–279.

10. Ochsenbein 1986 — Ochsenbein P. Die Offenbarungen Elsbeths von Oye als Dokument leidensfixierter Mystik // Abendländische Mystik im Mittelalter. Symposion Kloster Engelberg 1984 / Hrsg. von K. Ruh. Stuttgart: Metzler, 1986. S. 423–442.

11. Ruhrberg 1997 — Ruhrberg Chr. Verkörperte Theologie. Zum “Leben” der Сhristina von Stommeln // Lustgarten und Dämonenpein. Konzepte von Weiblichkeit in Mittelalter und früher Neuzeit / Hrsg. von A. Kuhn, B. Lundt. Dortmund: Edition Ebersbach, 1997. S. 240–262.

12. Wünsche 2008 — Wünsche Gr. Präseenz der Unerträglichen. Kulturelle Semantik des Schmerzes in den “Offenbarungen” Elsbeths von Oye: Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philologischen Fakultät der Albert-Ludwigs-Universität. Freiburg (im Br.), 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Реутин М.Ю. Феномен автоагиографии: к вопросу о замене субъектности в христианской мистике. Шаги/Steps. 2023;9(4):94-116. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-94-116

For citation:


Reutin M.Yu. The phenomenon of autohagiography: On the question of the replacement of subjectivity in Christian mysticism. Shagi / Steps. 2023;9(4):94-116. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-94-116

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)