Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Image of Hercules by Dracontius: On political interpretation of mythological poems (Romulea 2 & 4)

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-217-224

Аннотация

   Речь в статье идет о проблеме политической интерпретации сочинений Драконция, римского поэта из Карфагена конца V в. Тезис о социально-политической подоплеке его поэм получает все большее распространение в последние годы. Основания для этого дают многочисленные отсылки к современным ему событиям: становлению вандальского королевства в Северной Африке, прежде римской, и сопутствовавшему конфликту старой и новой элит. Тем не менее позиция автора по отношению к этому конфликту, оценка им его сторон пока остается предметом дискуссий. Ключ к их разрешению во многом кроется в правильном понимании авторских симпатий и антипатий по отношению к собственным персонажам, заимствованным из традиционных античных мифологических сюжетов, чье поведение оказывается проекцией на современные Драконцию события. Один из таких персонажей — Геркулес. Он возникает сразу в двух поэмах, Romulea 2 и 4. Его образ в них ломает многие стереотипные представления о героической и трагической природе этого персонажа; в статье предпринимается попытка дать этому объяснение. В своей работе я стремлюсь доказать, что этот герой представлен как амбивалентная модель. С одной стороны — как воплощение римской стороны в римско-вандальском противостоянии — для римской аудитории, а с другой — как образец правильного поведения в конфликте в принципе. В этом смысле связанный с ним дидактический пафос мог быть обращен и к вандалам.

Об авторе

И. М. Никольский
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Иван Михайлович Никольский, кандидат исторических наук, доцент

Институт общественных наук; кафедра всеобщей истории

119571; пр-т Вернадского, д. 82; Москва



Список литературы

1. Bouquet, J., & Wolff, E. (1995). Dracontius. Œeuvres, Vol. 3: La Tragédie d’Oreste. Poèmes Profanes I–V. Les Belles Lettres.

2. Bright, D. F. (1987). The miniature epic in Vandal Africa. Univ. of Oklahoma Press.

3. Bright, D. F. (1999). The chronology of the poems of Dracontius. Classica et Mediaevalia, 50, 193–206.

4. De Gaetano, M. (2009). Scuola e potere in Draconzio. Edizioni dell’Orso.

5. Díaz de Bustamante, J. M. (1978). Draconcio y sus Carmina profana: Estudio biográfico, introducción y edición critíca. Universidad de Santiago de Compostela.

6. Diederich, S. (2019). Dracontius auf Konfrontationskurs: Widerständige Positionen in De laudibus Dei. Dichtung zwischen Römern und Vandalen. In K. Pohl (Ed.). Tradition, Transformation und Innovation in den Werken des Dracontius (pp. 261–272). Franz Steiner Verlag.

7. Hays, G. (2004). ‘Romuleis Libicisque Litteris’: Fulgentius and the ‘Vandal Renaissance’. In A. Merrills (Ed.). Vandals, Romans and Berbers: New perspectives on Late Antique North Africa (pp. 101–132). Ashgate.

8. Hekster, O. (2001). Commodus-Hercules, the people’s princeps. Scripta Classica Israelica, 20, 51–83.

9. Hen, Y. (2007). Roman Barbarians: The royal court and culture in the Early Medieval West. Palgrave Macmillan.

10. Michel d’Annoville, C., & Stoehr-Monjou, A. (2008). Fidélité à la tradition et détournements dans la controverse de Dracontius (Romulea 5): un poème à double sens. In M. Sartre, & C. Sotinel (Eds.). L’usage du passé entre Antiquité tardive et Haut Moyen Âge. Hommage à Brigitte Beaujard (pp. 29–45). Presses universitaires de Rennes.

11. Nikolsky, I. M. (2019a). Politicheskii diskurs v “Pokhishchenii Eleny” Drakontsiia: istoricheskie zametki [Political discourse in Dracontius’ De Raptu Helenae]. Dialog so vremenem, 67, 273–282. (In Russian).

12. Nikolsky, I. M. (2019b). Politicheskii smysl “Medei” Drakontsiia [Political meaning of Dracontius’ Medea]. Vestnik drevnei istorii, 79(2), 327–334. doi: 10.31857/S032103910005037-3. (In Russian).

13. Nikolsky, I. M. (2020). Images of animals from Historia Naturalis in political rhetoric of Late Antiquity: Blossius Aemilius Dracontius’ lion. Shagi/ Steps, 6(1), 158–167. doi: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-158-167.

14. Nikolsky, I. M. (2021). Khristianskii apologet ili rimskii patriot? Drakontsii i exempla virorum v ego “Khvale Gospodu’ (LD III.250–467) [Christian Apologist or Roman Patriot? Dracontius and the Exempla Virorum in his ‘De Laudibus Dei’ (LD III.250–467). Vestnik drevnei istorii, 81(3), 649–658. doi: 10.31857/S032103910011314-8. (In Russian).

15. Romano, D. (1959). Studi Draconziani. U. Manfredi.

16. Stoehr-Monjou, A. (2016). Die Götter in der Ethopoiie des Dracontius (Romul. 4). Ein Versuch doppelbödiger Rede in der „Sprache des Romulus“? In Colloque international sur Dracontius: “Reddere urbi litteras”: Wandel und Bewahrung in den Dichtungen des Dracontius (Nov 2016, Wuppertal, Germany). https://hal.science/hal-01900073.

17. Wasyl, A. M. (2011). Genres rediscovered: Studies in Latin Miniature epic, love elegy, and epigram of the Romano-Barbaric age. Jagiellonian Univ. Press.

18. Weber, B. (1995). Der Hylas des Dracontius: Romulea 2. Teubner.

19. Yarkho, V. N. (Intro., Trans., Comment.) (2001). Emilii Blossii Dracontsii. Mifologicheskie poemy [Aemilius Blossius Dracontius. Mythological poems]. Labirint. (In Russian).

20. Zwierlein, O. (2017). Die ‘Carmina profana’ des Dracontius: Prolegomena und kritischer Kommentar zur Editio Teubneriana. Mit einem Anhang: Dracontius und die ‘Aegritudo Perdicae’. De Gruyter.

21. Zwierlein, O. (2019). Die ‘Carmina christiana’ des Dracontius: Kritischer Kommentar. De Gruyter.


Рецензия

Для цитирования:


Никольский И.М. Image of Hercules by Dracontius: On political interpretation of mythological poems (Romulea 2 & 4). Шаги/Steps. 2024;10(2):217-224. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-217-224

For citation:


Nikolsky I.M. Image of Hercules by Dracontius: On political interpretation of mythological poems (Romulea 2 & 4). Shagi / Steps. 2024;10(2):217-224. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-217-224

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)