Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Игровое поле текста в художественной практике «последнего авангардиста» Сергея Маслова

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-163-177

Аннотация

В статье исследуются формы и функции текста в художественной практике представителя актуального искусства в Казахстане С. Н. Маслова (1952–2002). Текстоцентричность и литературоцентричность как универсальные свойства позднесоветской и постсоветской визуальной культуры впервые анализируются на текстовом материале представителя художественного поставангарда в Казахстане. Тексты, производимые казахстанским автором в различных модификациях актуального искусства, были хронологически разными: они появлялись до, во время и после создания визуального образа. Выделяется такая форма творчества Маслова, как создание не столько произведения-результата, сколько произведения-процесса, с обязательным авторским манипулированием текстом в пространстве и времени, когда художественная практика превращается на глазах зрителей (читателей) в многослойную игру. В качестве результата исследования представлено, как Маслову удалось уловить и передать посредством текста, который он вплетал в сюжет своих художественных акций, главное в деталях постсоветского существования и быта, а потом и трансформировать их в эстетику абсурда. Показано, что одним из способов реализации этого стало использование эстетики массмедийных форм текста: традиционного письма, бюрократической инструкции и гороскопа, а также формы фантастического романа. Арт-практика С. Н. Маслова отразила свойственный ему хронологически ограниченный литературоцентризм с одновременным выходом художника в своих последних текстовых работах на особенности современной дигитальной арт-среды.

Об авторе

Г. Г. Гиздатов
Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
Казахстан

Газинур Габдуллавич Гиздатов, доктор филологических наук профессор, кафедра международных коммуникаций

050022, Алматы, ул. Муратбаева, д. 200



Список литературы

1. Гиздатов 2023 — Гиздатов Г. «Остаточные смыслы» и эстетика интермедиальности в романе Павла Зальцмана «Средняя Азия в Средние века // Quaestio Rossica. Т. 11. № 4. 2023. С. 1432–1444. https://doi.org/10.15826/qr.2023.4.856.

2. Гиздатов и др. 2023 — Гиздатов Г. Г., Буренина-Петрова О. Д., Сопиева Б. А. Культура как текст и проект в постсоветском дискурсе (на примере Казахстана) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 1(35). С. 30–47. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2023-1-30-47.

3. Ибраева 2021 — Ибраева В. Как тебе такое, Илон Маск // Маслов С. Звёздные кочевники. Алматы: Aspan Gallery, 2021. С. 9–18.

4. Ибраева 2014 — Ибраева В. Искусство Казахстана: Постсоветский период. Алматы: Тонкая грань, 2014.

5. Ильин 1996 — Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Intrada, 1996.

6. Ильин 2001 — Ильин И. П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН; INTRADA, 2001.

7. Кобжанова 2012 — Кобжанова С. Ж. Мировые художественные традиции в развитии живописи Казахстана (1930–1980-е годы). Алматы: Гос. музей искусств РК им. А. Кастеева, 2012.

8. Липовецкий, Кукулин 2022 — Липовецкий М., Кукулин И. Партизанский логос: Проект Дмитрия Александровича Пригова. М.: Нов. лит. обозрение, 2022.

9. Маклюэн 2017 — Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. 4-е изд. М.: Кучково поле, 2017.

10. Руднев 2017 — Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2017.

11. Рыжкина и др. 2019 — Neon Paradise / Artbook: Культура потребления и повседневности в работах современных казахстанских художников с 1981 по 2019 г. / Сост. Г. Рыжкина и др. Алматы: [Magnum], 2019.

12. Силантьев 2016 — Силантьев И. В. Трансферные дискурсные взаимодействия и механизмы взаимного перевода от языка науки к языку искусства // Лингвистика и семиотика культурных трансферов: методы, принципы, технологии: Коллективная монография / Отв. ред. В. В. Фещенко. М.: Культурная революция, 2016. С. 334–353.

13. Тесля и др. 2022 — Идентичности: семиотика репрезентации и прагматика позиционирования: Монография / Под ред. А. А. Тесли, С. Т. Золяна, Г. Л. Тульчинского. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2022.

14. Улько 2022 — Улько А. Эзотерический мир Сергея Маслова // Маслов С. Ловец снов: Каталог выставки / Сост. Е. и. В. Воробьевы. Алматы: Aspan Gallery, 2022. С. 8–33.

15. Ямпольский 2016 — Ямпольский М. Пригов: Очерки художественного номинализма. М.: Нов. лит. обозрение, 2016.


Рецензия

Для цитирования:


Гиздатов Г.Г. Игровое поле текста в художественной практике «последнего авангардиста» Сергея Маслова. Шаги/Steps. 2024;10(3):163-177. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-163-177

For citation:


Gizdatov G.G. The playing field of the text in the artpractice of the “last avant-garde artist”, Sergei Maslov. Shagi / Steps. 2024;10(3):163-177. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-2-163-177

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)