Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

«Вот этот вот дух, когда он есть, это всегда очень здорово…»: как работают культурные атмосферы и за что их любят

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-248-275

Аннотация

Статья основана на материале полевых исследований культурных институтов и практик культурной жизни в нескольких российских городах (2019–2021 гг.) и представляет собой первую попытку концептуализации и аналитического описания атмосферы как особого режима производства и потребления культуры. Авторы утверждают, что атмосферы — одновременно и важный элемент современной культурной индустрии, и источник культурного удовольствия особого рода. Феномен «культурных атмосфер» рассматривается в поле исследований атмосферы — направления, которое в последние несколько лет активно разрабатывается в философии и других гуманитарных и социальных науках. Этот теоретический контекст позволяет фокусировать исследовательский взгляд, отталкиваясь от ключевых свойств атмосферы, таких как материальная природа и сверхматериальные эффекты, гомогенность, аффективность, отсутствие дистанции между объектом и субъектом. Анализируя рефлексии и репрезентации опыта культурной жизни своих информантов, авторы демонстрируют, что в дискурсивных конструкциях атмосфера предстает не только характеристикой места или мероприятия, но и самостоятельным источником аффектов, впечатлений и удовольствий, ожидаемых человеком от культуры. Потребление культуры в режиме атмосферы предполагает аффективное участие, определяется субъективными настройками, обеспечиваемыми работой воображения и культурным опытом человека, и таким образом избавляет его от императива «культурного потребления», понимаемого как приобретение готового продукта. Одна из гипотез статьи состоит в том, что именно это качество в конечном итоге наделяет культурные атмосферы особым обаянием.

Об авторах

П. С. Куприянов
Институт этнологии и антропологии РАН
Россия

Павел Сергеевич Куприянов, кандидат исторических наук старший научный сотрудник, Отдел русского народа

119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а



М. Л. Лурье
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия

Михаил Лазаревич Лурье кандидат искусствоведения доцент, Факультет антропологии

191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д. 6/1А



Список литературы

1. Бёме 2018 — Бёме Г. «Атмосфера» как фундаментальное понятие новой эстетики / Пер. с англ. С. Онасенко // METAMODERN — Журнал о метамодернизме. 2018. 1 янв. URL: https://metamodernizm.ru/atmosphere-and-a-new-aesthetics.

2. Беньямин 1996 — Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе / [Пер. с нем. С. А. Ромашко]. М.: МЕДИУМ, 1996. С. 15–65.

3. Бонами 2019 — Бонами З. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Нов. лит. обозрение, 2019. C. 51–78.

4. Вергунов, Горохов 1996 — Вергунов А. П. Горохов В. А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). М.: Культура, 1996.

5. Лихачев 1982 — Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982.

6. Anderson 2009 — Anderson B. Affective atmospheres // Emotion, Space and Society. Vol. 2. No. 2. 2009. P. 77–81.

7. Bille 2015 — Bille M. Lighting up cosy atmospheres in Denmark // Emotion, Space and Society. Vol. 15. No. 3. 2015. P. 56–63.

8. Bille, Simonsen 2021 — Bille M., Simonsen K. Atmospheric practices: On affecting and being affected // Space and Culture. Vol. 24. No. 2. 2021. P. 295–309.

9. Bräunlein 2022 — Bräunlein P. J. Introduction [to Part 3] // Material culture and (forced) migration: Materializing the transient / Ed. by F. Yi-Neumann, A. Lauser, A. Fuhse, P. J. Bräunlein. London: UCL Press, 2022. P. 159–170.

10. Daniels 2015 — Daniels I. Feeling at home in contemporary Japan: Space, atmosphere and intimacy // Emotion, Space and Society. Vol. 15. 2015. P. 47–55.

11. Eisenlohr 2018 — Eisenlohr P. Suggestions of movement: Voice and sonic atmospheres in Mauritian Muslim devotional practices // Cultural Anthropology. Vol. 33. No. 1. P. 32–57. 2018. https://doi.org.10.14506/ca33.1.02.

12. Griffero 2019 — Griffero T. Is there such a thing as an “atmospheric turn”? Instead of an introduction // Atmosphere and aesthetics: A plural perspectives / Ed. by T. Griffero, M. Tedeschini. Cham: Palgrave Macmillan. 2019. P. 11–62.

13. Griffero, Tedeschini 2019a — Atmosphere and aesthetics: A plural perspectives / Ed. by T. Griffero, M. Tedeschini. Cham: Palgrave Macmillan. 2019.

14. Griffero, Tedeschini 2019b — Griffero T., Tedeschini M. Introduction // Atmosphere and aesthetics: A plural perspectives / Ed. by T. Griffero, M. Tedeschini. Cham: Palgrave Macmillan. 2019. P. 1–7.

15. Hubbard 2005 — Hubbard P. The geographies of ‘going out’: Emotion and embodiment in the evening economy // Emotional geographies / Ed. by J. Davidson, L. Bondi, M. Smith. Hampshire: Ashgate Publishing, 2005. P. 117–134.

16. Kolehmainen, Mäkinen 2019 — Kolehmainen M., Mäkinen K. Affective labour of creating atmospheres // European Journal of Cultural Studies. Vol. 24. No. 2. 2019. P. 448–463.

17. Linnet 2011 — Linnet J. T. Money can’t buy me hygge: Danish middle-class consumption, egalitarianism and the sanctity of inner space // Social Analysis. Vol. 55. No. 2. 2011. P. 21–44.

18. Low 2014 — Low S. M. Spatialities: The rebirth of urban anthropology through studies of urban space // A companion to urban anthropology / Ed. by D. M. Nonini. Chichester: WileyBlackwell, 2014. P. 15–27.

19. McCannell 1973 — McCannell D. Staged authenticity: Arrangements of social space in tourist settings // American Journal of Sociology. Vol. 79. No. 3. 1973. P. 589–603.

20. Malbon 1999 — Malbon B. Clubbing: Dancing, ecstasy and vitality. London: Routledge, 1999.

21. Olesen 2010 — Olesen B. B. Ethnic objects in domestic interiors: Space, atmosphere and the making of home // Home Cultures. Vol. 7. No. 1. 2010. P. 25–41.

22. Peterson 2021 — Peterson M. Atmosphere // The international encyclopedia of anthropology / Ed. by H. Callan. 2021. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/9781118924396.wbiea2477. https://doi.org/10.1002/9781118924396.wbiea2477.

23. Pine, Gilmore 1999 — Pine B., Gilmore J. H. The experience economy. Boston, MA: Harvard Business Review Press, 1999.

24. Riedel 2019 — Riedel F. Atmosphere // Affective societies: Key concepts / Ed. by J. Slaby, Ch. von Scheve. Abingdon: Routledge, 2019. P. 85–95.

25. Schmitz 2019 — Schmitz H. Atmospheric spaces / Trans. by M. Bastert // Atmosphere and aesthetics: A plural perspectives / Ed. by T. Griffero, M. Tedeschini. Cham: Palgrave Macmillan. 2019. P. 63–76. (1st publ.: Schmitz H. Atmosphärische Räume // Schmitz H. Atmo sphären. Freiburg; München: Alber, 2014. S. 13–29).

26. Stewart 2011 — Stewart K. Atmospheric attunements // Environment and Planning D: Society and Space. Vol. 29. No. 3. 2011. P. 445–453.

27. Tutenges, Bøhling, 2019 — Tutenges S., Bøhling F. Designing drunkenness: How pubs, bars and nightclubs increase alcohol sales // International Journal of Drug Policy. Vol. 70. 2019. P. 15–21.

28. Urry 1990 — Urry J. The tourist gaze: Leisure and travel in contemporary societies. London: Sage Publications, 1990.


Рецензия

Для цитирования:


Куприянов П.С., Лурье М.Л. «Вот этот вот дух, когда он есть, это всегда очень здорово…»: как работают культурные атмосферы и за что их любят. Шаги/Steps. 2022;8(4):248-275. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-248-275

For citation:


Kupriyanov P.S., Lurie M.L. “This spirit, when you feel it, it is always very cool…”: How cultural atmospheres work and why do we like them. Shagi / Steps. 2022;8(4):248-275. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-248-275

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)