Самоубийство и самопожертвование в «Сборнике рассказов о пробуждении сердца»
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-78-99
Аннотация
Вопрос о самоубийстве в японской буддийской мысли не имеет однозначного ответа. Человеку следует дорожить своей жизнью в мире людей, где весьма благоприятны условия для подвижничества, для движения к освобождению; однако решимость пожертвовать собой ради других поднимает подвижника на еще более высокий уровень, с пути людей — на путь бодхисаттв. По каким причинам люди выбирают добровольный уход из жизни и как этот выбор сказывается на их посмертной участи — об этом много говорится в традиции поучительных рассказов сэцува, в частности, в «Сборнике рассказов о пробуждении сердца» («Хоссинсю:», начало XIII в.). Здесь истории людей, решившихся на смерть, можно распределить по четырем разрядам: 1) люди уходят вслед за дорогим человеком, чья кончина делает их жизнь бессмысленной; 2) люди стремятся уйти раньше, чем болезнь или старость помешают им встретить смерть с должным настроем; 3) люди жертвуют собою, чтобы доказать свою преданность Закону Будды; 4) люди рискуют жизнью ради ближних. Составитель сборника Камо-но Тёмэй, опираясь на эти примеры, рассуждает о том, стоит ли беречь тело, полученное по закону воздаяния. «Отбросить тело» — в любом случае правильно, но что лучше, торопить свою кончину или потратить оставшийся срок на благие дела, каждый должен — и может — выбрать сам. Статья содержит переводы избранных рассказов из «Хоссинсю:» и разбор источников, которым следует Тёмэй.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Н. ТрубниковаРоссия
Надежда Николаевна Трубникова, доктор философских наук ведущий научный сотрудник, Лаборатория востоковедения и компаративистики, Школа актуальных гуманитарных исследований
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Горенко 2021 — Горенко И. В. Смерть — соблазн для одних и безумие для других // Миры, чтоб жить: К 50-летию Надежды Трубниковой. М.: Буки Веди, 2021. С. 64–84.
2. Дюркгейм 1994 — Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. [А. Н. Ильинского]; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.
3. Коляда 2021 — Коляда М. С. Объяснить и исправить: Сэймэй, знаток Темного и Светлого начал, в поучительных рассказах сэцува // Миры, чтоб жить: К 50-летию Надежды Трубниковой. М.: Буки Веди, 2021. С. 131–153.
4. Мещеряков 2018 — Мещеряков А. Н. Восприятие хэйанской литературы в СССР и России // Шаги/Steps. Т. 4. № 1. 2018. С. 116–133.
5. Трубникова 2019 — Трубникова Н. Н. Обряд почитания бодхисаттвы Каннон в Японии начала XIII в.: версия Гэдацубо Дзёкэя // Современные востоковедческие исследования. Т. 1. № 2. 2019. С. 40–55.
6. Трубникова, Бабкова 2014 — Трубникова Н. Н., Бабкова М. В. Обновление традиций в японской религиозно-философской мысли XII–XIV вв. М.: Полит. энциклопедия, 2014.
7. Benn 1998 — Benn J. A. Where text meets flesh: Burning the body as an apocryphal practice in Chinese Buddhism // History of Religions. Vol. 37. No. 4. 1998. P. 295–322.
8. Hino 2012 — Hino T. Ocean of suffering, boat of compassion: A study of the Fudaraku Tokai and Urashima in anecdotal (Setsuwa) literature // Journal of the American Academy of Religion. Vol. 80. No. 4. 2012. P. 1049–1076.
9. Keown 1996 — Keown D. Buddhism and suicide: The Case of Channa // Journal of Buddhist Ethics. Vol. 3. 1996. P. 8–31.
10. Kleine 2003 — Kleine Ch. Sterben für den Buddha, Sterben wie der Buddha. Zu Praxis und Begründung ritueller Suizide im ostasiatischen Buddhismus // Zeitschrift für Religionswissenschaft. Bd. 11. 2003. S. 3–43.
11. Moerman 2007 — Moerman D. M. Passage to Fudaraku: Suicide and salvation in Premodern Japanese Buddhism // The Buddhist dead: Practices, discourses, representations / Ed. by B. J. Cuevas, J. I. Stone. Honolulu: Univ. of Hawai’i Press, 2007. P. 266–296.
Рецензия
Для цитирования:
Трубникова Н.Н. Самоубийство и самопожертвование в «Сборнике рассказов о пробуждении сердца». Шаги/Steps. 2022;8(4):78-99. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-78-99
For citation:
Trubnikova N.N. Suicide and self-sacrifice in the Hosshinshū. Shagi / Steps. 2022;8(4):78-99. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-78-99