Архив
Архив
От редакции
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-7-8

Страницы: 7 - 8

Исторические мифы и коллективная память в пространстве исследовательских практик
И. А. Женин
Аннотация

В статье рассматриваются основные направления исследовательских практик, предполагающих соотнесение исторических мифов и коллективной памяти. В настоящее время в исторической науке наблюдается новая историографическая волна, связанная с изучением коммеморативных практик (юбилеи значимых событий прошлого, переоценка деятельности и заслуг исторических, политических и культурных героев), что находит отражение в публичном пространстве и во многом формирует актуальную социально-политическую повестку. В этом смысле систематизация и анализ существующих теоретических и методологических подходов к осмыслению коммеморативных практик, направленных на сохранение и/или изъятие памяти о прошлом в публичном пространстве, является одной из значимых задач общественных наук в целом и исторической науки в частности. Историческая память является важнейшим элементом конструирования национальной идентичности. В ее основе часто лежит один или несколько исторических мифов, которые не только определяют восприятие обществом прошлого, но и во многом конструируют отношение к настоящим (актуальным) событиям. Понимание механизмов того, как воспоминание о прошлом определяет групповое поведение и индивидуальные стратегии взаимодействия с окружающим миром, важно с точки зрения изучения процессов трансформации национальной идентичности и устойчивости социума в целом.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-9-28

Ключевые слова
исторические мифы, коллективная память, публичная история, национальная идентичность, места памяти, lieu de m&,233,moire, erinnerungsorte.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 9 - 28

И. А. Женин


Цифровые архивы частной памяти
Н. В. Петров
Аннотация

В работе анализируется российские и иностранные, личные и общественные, частные и институциональные цифровые проекты, связанные с источниками личных воспоминаний. Подробно рассматриваются описания проектов, их цели, механики работы с личными воспоминаниями. В центре внимания — проект «Народная история России» (pastandnow.ru), запущенный в 2018 г. Проект связан с записью историй о городах России и районах Москвы от жителей этих городов. В статье приведены примеры того, как непубличная история становится частью public history; раскрыта «внутренняя кухня» исследователей. Задача статьи — показать, как происходит производство знаний о прошлом в цифровых хранилищах данных: каким образом осуществляется «исследовательский отбор» воспоминаний, как структурируется знание исследователей о содержании интервью, какие фрагменты личной памяти оказываются не представленными на карте и «забытыми». Главная цель статьи — показать не статичный срез представлений о цифровых проектах, а рассмотреть их функционирование в динамике.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-29-56

Ключевые слова
публичная история, устная история, интервью, частная память, электронные архивы, исследования памяти.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 29 - 56

Н. В. Петров


Забыть Фридриха Энгельса: память и забвение в ойконимии
М. В. Ахметова
Аннотация

На материале г. Энгельса Саратовской области рассматривается социокультурный фон, обусловивший использование старого (до 1931 г.) ойконима Покровск и номинации Покровск-Энгельс (Энгельс-Покровск); анализируется осмысление сообществом семантики этих названий в контексте коллективной памяти. «Энгельсский» период более насыщен значимыми событиями и символами; Покровск ассоциируется с досоветской «предысторией» и имеет востребованные на рубеже 1980–1990-х годов религиозные коннотации. Последние инспирируют общегородское празднование Покрова Богородицы и вместе с тем рассуждения о защите (покрове) города со стороны небесных сил и о том, была ли она утрачена в результате переименования. Отказ от коммунистической идеологии способствует декларации забвения увековеченного в названии города Ф. Энгельса и в то же время игровой десемантизации ойконима как немецкого слова Engels ‘ангелы’, имеющего, подобно Покровску, религиозные коннотации. Соответствующие рассуждения и практики (акциональные и речевые) снимают необходимость в возвращении исторического названия, компенсируя отказ от переименования города в 1990-е годы.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Благодарности: Автор благодарит Е. Р. Ярскую-Смирнову, Р. В. Кононенко и И. О. Шувалову за содействие в проведении полевого исследования.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-57-82

Ключевые слова
переименование населенных пунктов, возвращение исторических названий, ойконимия, Энгельс, Покровск, символическое пространство, онимические конфликты.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 57 - 82

М. В. Ахметова


Фреймирование личности Иосифа Сталина в современных российских СМИ: контексты памяти и забвения
И. С. Душакова
Аннотация

В статье на основе тематического запроса в базе данных «Медиалогия» рассматривается, как в современных российских СМИ представлена информация о периоде правления И. В. Сталина, а также какую роль играет его фигура в медийном представлении соответствующей эпохи. Исходя из позиции, что любая информация, циркулирующая в медийном поле, в том числе затрагивающая процессы памяти, будет объясняться не столько механизмами работы памяти, сколько способом представления информации, в частности фреймированием, автор выделяет четыре основных способа фреймирования личности Сталина: амбивалентное отношение, критическая оценка, положительная оценка, коррекция памяти о нем. Автор подробно рассматривает группы текстов, представляющих амбивалентное отношение к Сталину и нацеленных на коррекцию представлений о нем.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-32239.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-83-98

Ключевые слова
Сталин, сталинская эпоха, память, забывание, медиафреймирование, фрейм, СМИ, информационный повод.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 83 - 98

И. С. Душакова

1
«А потом забылося»: предпосылки забвения локальных событий Гражданской войны в с. Красново
А. В. Кравченко
Аннотация

В статье рассматривается один эпизод, связанный с памятованием в позднесоветское время о событиях Западно-Сибирского крестьянского восстания. В центре внимания автора находятся участники событий Гражданской войны в с. Красново (Тюменская область) и их потомки. Рассмотренный кейс позволяет продемонстрировать ряд причин, обусловивших забвение локальных событий Гражданской войны, не только тех, которые не укладывались в гоcподствовавшие общенациональные рамки памяти, но и о тех, что им соответствовали. Автор выдвигает гипотезу, что включение событий Гражданской войны в советский миф основания уже в 1920-е годы могло препятствовать сохранению коммуникативной памяти о них. Обосновывающая история, возникшая на базе событий недавнего революционного прошлого, сделала не существенной и глубоко второстепенной коммуникативную память и способствовала забвению деталей просто потому, что они оказывались не важны для объяснения настоящего в существовавших рамках памяти.

Благодарности: Статья выполнена в рамках проекта РНФ № 19-78-10076.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-99-116

Ключевые слова
забвение, Западно-Сибирское восстание, память о Гражданской войне, крестьянские восстания, коммуникативная память, культурная память, крестьянские коммуны, политика памяти.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 99 - 116

А. В. Кравченко


Представляя депортацию калмыков: от Поездов памяти к медиапроектам
Э.-Б. М. Гучинова
Аннотация

Статья посвящена исторической политике в области культуры на материале Калмыкии. Проанализировано, как актуальная для калмыцкой идентичности тема тотальной депортации калмыков и их жизни в Сибири в качестве спецпереселенцев в 1943–1957 гг. отражается в организованных государством театрализованных акциях (таких как митинги памяти, Поезда памяти) и в визуальных медиапроектах (документальные фильмы «Они смогли и мы сможем», 2017, «Калмыки: Возвращение», 2018, «Сестры», 2020). Показана динамика в трактовке этого периода, еще недавно закрытого для публичного обсуждения, с 1990-х годов по настоящее время: от драматизированных оценок к более мягким, вписывающим историю депортации калмыков в историю Великой Отечественной войны. Автор делает вывод, что театрализованные мероприятия и визуальные медиапроекты — важное поле культурного производства, в котором государство видит не только зрелищную составляющую, но и лабораторию, в которой произрастают новые смыслы социального.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-117-135

Ключевые слова
депортация, калмыки, сталинизм, репрессии, Сибирь, политика памяти, театрализация, общество спектакля, Поезда памяти, медиапроекты, документальные фильмы.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 117 - 135

Э.-Б. М. Гучинова


Олимпиада, данная нам в ощущениях (по материалам проекта «Народная история России»)
Н. С. Петрова
Аннотация

В статье на материале интервью по устной истории, собранных в рамках проекта «Народная история России», рассмотрены воспоминания горожан о проходивших в Москве XXII Олимпийских играх, сороковая годовщина которых отмечалась в 2020 г. В медийном дискурсе педалировались международный статус и роль этого события в истории спорта, а иллюстрациями «личных историй» Олимпиады-80 выступали преимущественно интервью профессиональных спортсменов либо организаторов мероприятия. Цель статьи — сопоставить формы трансляции воспоминаний и оценки происходившего в зависимости от степени включенности вспоминающего в событие. Для выделения режимов рассказывания о прошлом используется психологическая классификация позиций (В. В. Нуркова) вспоминающего субъекта по отношению к историческому событию (Участник, Очевидец, Современник, Наследник). Как показал проведенный анализ текстов, в памяти москвичей, напрямую не связанных с организацией Олимпиады, это скорее событие, изменившее город (в аспекте практик потребления, через появление новых городских объектов). В любом из этих случаев рассказчики концентрируются не на внешнем событийном ряде (расписание и результаты соревнований и т. п.), а на лично проживаемом (в ощущениях) олимпиадном времени либо пространстве.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-136-150

Ключевые слова
устная история, Олимпийские игры 1980 г., «Народная история России», воспоминания, коллективная память, memory studies, нарративные стратегии.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 136 - 150

Н. С. Петрова


«Как в детстве побывала»: мнемонические эффекты ресайклинга советской детской книги
С. Г. Маслинская
Аннотация

В статье рассматривается издательский ресайклинг в области детской книги. В центре исследовательского внимания — изучение переиздания советской детской литературы в 2007–2019 гг. и реакция читателей на предлагаемые издания. На основе анализа состава наиболее тиражных авторов советской детской литературы выявлено, что самыми популярными у издателей оказываются Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Николай Носов и Александр Волков, соответственно их произведения можно считать ядром канона советской детской литературы. Среди социальных практик, направленных на консервацию и воспроизведение канона чтения, рассмотрены как издательские (выпуск серий, отбор переиздаваемых авторов), так и читательские практики: составление ретроспективных списков чтения, сравнение современных переизданий с советскими первоисточниками (сличение текстового и визуального материала), чтение переизданий с издательскими комментариями. Ностальгический дискурс о книгах, прочитанных в детстве, направлен на поддержание групповой идентичности читателей, основанной на общем опыте чтения в детстве.

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00414, «Советское сегодня (Формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990–2010-е годы)».

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-151-167

Ключевые слова
советская детская книга, формы культурного ресайклинга, ностальгия, переиздание, канон чтения, память.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 151 - 167

С. Г. Маслинская


Архив О. М. Фрейденберг как интенция: мотивы и целеполагание
Н. Ю. Костенко
Аннотация

Во всем разнообразии личных архивов отдельную группу представляют собой те, которые формировались их создателями целенаправленно. Их объединяет типологическое сходство, связанное прежде всего с особенностями личности их составителей, выявление которых помогает получить представление о замысле, мотивах и целях, которыми те руководствовались, собирая архив. Осмысление архива с позиции постмодернизма как формирующего прошлое, настоящее и будущее социума может быть отнесено не только к государственным архивам, но и к частным собраниям как продуктам намеренного действия. Получая от государства или общества примеры того, что важно и необходимо сохранять, будущие «архивисты» используют эту информацию как матрицу для формирования собственного архива. Именно в таком аспекте в статье рассматривается архив выдающегося филолога-классика О. М. Фрейденберг. На основании анализа его материалов и переписки Фрейденберг с Борисом Пастернаком можно определить принципы, которыми она руководствовалась, составляя архив как способ сохранения своего творческого наследия в условиях его категорического неприятия и государством, и научным сообществом.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-168-182

Ключевые слова
О. М. Фрейденберг, личный архив, Б. Л. Пастернак, мотивация, принципы отбора архивных документов, мемуары, автобиография, память, блокада Ленинграда.

Раздел: Память/забвение

Страницы: 168 - 182

Н. Ю. Костенко


Identifying Latin authors through maximum-likelihood Dirichlet inference: A contribution to model-based stylometry
D. S. Nikolaev, M. V. Shumilin
Аннотация

В статье предлагается новый алгоритм для определения авторов латинских прозаических текстов, основанный на Дельте Берроуза и распределении Дирихле. Для демонстрации эффективности алгоритма проводится анализ фрагментов текстов 36 авторов классического и средневекового периода. Наш алгоритм показывает результаты, сопоставимые с результатами, полученными за счет применения Random Forest, одного из самых мощных универсальных классификационных алгоритмов. Преимущество нашего алгоритма заключается в том, что он требует очень мало времени и вычислительных ресурсов для обучения, его легко имплементировать на любом языке программирования общего назначения и его тривиально параллелизовать. Кроме того, поскольку алгоритм основан на эксплицитной модели порождения текста, параметры натренированной модели поддаются интерпретации: точность распределения (сумма его параметров) прямо соответствует стилистической гомогенности текстов соответствующего автора.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-183-198

Ключевые слова
тилометрия, латинская литература, распределение Дирихле, Дельта Берроуза, Random Forest, атрибуция текстов, стилистический анализ, машинное обучение.

Раздел: Автор и литературный текст

Страницы: 183 - 198

D. S. Nikolaev


M. V. Shumilin


«In taberna quando sumus» как parodia sacra
Н. М. Долгорукова, К. В. Бабенко
Аннотация

Статья посвящена анализу песни «In taberna quando sumus» из латинско-немецкой рукописи начала XIII в. «Carmina Burana». Текст повествует о происходящем в таверне и содержит множество элементов, характерных для так называемой parodia sacra («священной пародии»): перифразы и прямые цитаты из Библии и других важных для Католической церкви текстов (например, Римского миссала), помещенные в контекст трактирного застолья, переосмысление христианской символики и обрядов (молитвы превращаются в тосты и т. д.), общая формульность текста. Все эти элементы, вкупе с традиционным мотивом memento mori, позволяют отнести рассматриваемое стихотворение к характерной для зрелого Средневековья пародийной латинской литературе, возникшей как реакция на «официальную», по выражению М. М. Бахтина, иерархичную культуру Средних веков.

Благодарности: Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 г.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-199-210

Ключевые слова
таверна, пародия, parodia sacra, ваганты, голиарды, Carmina Burana, латинская литература, застольные песни, Бахтин.

Раздел: Автор и литературный текст

Страницы: 199 - 210

Н. М. Долгорукова


К. В. Бабенко


«Детский случай» Всеволода Некрасова в памяти свидетеля
Г. В. Зыкова, Е. Н. Пенская
Аннотация

«Детский случай» (2008) — последняя прижизненная книга Вс. Н. Некрасова. Книга включает стихи разных лет, от самых ранних (конец 1950 х — начало 1960 х годов) до текстов, дописывавшихся, когда корректура уже вычитывалась, и потому может быть воспринята как «служба литературной памяти», программный жест. Поскольку читатель воспринимает книгу как целостное произведение, представляется существенным уточнить особенности истории ее создания, повлиявшие на ее характер. Уточнения, составляющие предмет статьи, опираются на воспоминания ее авторов и материалы, сохраненные Е. Н. Пенской. В составлении книги участвовали жена поэта А. И. Журавлева, С. В. Митурич (глава издательства «Три квадрата») и Е. Н. Пенская. Митурич предложил структуру, отчасти реализованную в издании; Журавлева и Пенская влияли на отбор стихов, пытаясь адресовать книгу по возможности широкой, в том числе детской аудитории; были устранены подчеркнуто «взрослые» стихи. «Детский случай» стал плодом коллективной работы, к результату которой у Некрасова было непростое отношение.
В статье приводится первоначальный авторский план книги. Его неочевидная художественная логика, связанная как с существенными особенностями поэтики Некрасова, так и с некоторыми важными принципами построения авторской поэтической книги ХХ в., еще должна стать предметом филологического осмысления.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-211-238

Ключевые слова
Вс. Н. Некрасов, текстология поэтического сборника, композиция поэтического сборника, авторство, воспоминания.

Раздел: Автор и литературный текст

Страницы: 211 - 238

Г. В. Зыкова


Е. Н. Пенская


«Мудрец в поэзии и дурында в жизни»: самопрезентация современного поэта в повседневности
Е. Ф. Югай, И. С. Богатырёва
Аннотация

В статье рассматриваются модели поведения поэтов в современной литературной среде, механизмы передачи этих моделей между поколениями и зависимость от принадлежности к той или иной литературной группе. Проанализированы актуальные для 1990–2000-х годов представления участников литературного процесса о том, что значит «быть поэтом», как поэт должен себя вести среди коллег и публики, что он может, а чего не должен делать. Собранный материал позволил нам выделить две поведенческие модели, характерные для современных поэтических сообществ: холистическую и редукционистскую. Каждая модель определяется через отношение к нескольким ведущим темам — к читателям (публика — заказчик, тактика принятия; поэт — просветитель, тактика освоения; ориентация на избранного читателя; полная автономия и тактика избегания читателя), к общественным нормам (от необходимости маргинального жизненного опыта до нежелательности и его избегания, от вписывания в социальные иерархии до противопоставления себя им) и, наконец, к собственному тексту (совпадение/несовпадение описываемого в стихах и проживаемого; разная степень важности написанного). Материалом исследования стали наблюдения на литературных мероприятиях и глубинные интервью, записанные авторами в начале 2020 г.

Благодарности: Мы выражаем искреннюю благодарность нашим собеседникам.
Статья написана при поддержке гранта РФФИ, проект № 20-09-00318а «Стратегии порождения и тактики восприятия поэтического текста в традиционной и городской культурах».

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-239-275

Ключевые слова
современный литературный процесс, антропология литературы, поэзия, писательские практики, литературное сообщество, биография, искусство биографии, холистическая модель, литература и читатель, образ по.

Раздел: Автор и литературный текст

Страницы: 239 - 275

Е. Ф. Югай


И. С. Богатырёва


К 80-летию Сергея Юрьевича Неклюдова
Н. П. Гринцер, М. Л. Андреев, Н. В. Брагинская, М. Ю. Реутин, И. Г. Матюшина
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-276-284

Раздел: Юбилеи

Страницы: 276 - 284

Н. П. Гринцер


М. Л. Андреев


Н. В. Брагинская


М. Ю. Реутин


И. Г. Матюшина


Почему память?
В. Ф. Спиридонов
Аннотация

Рецензия на: Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. — М.: Нов. лит. обозрение, 2014. — 328 с.

Благодарности: Рецензия подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-285-292

Раздел: Рецензии

Страницы: 285 - 292

В. Ф. Спиридонов


Поймать память: устные воспоминания в краеведческом формате
П. С. Куприянов
Аннотация

Рецензия на: Опарин Д., Акимов А. Истории московских домов, рассказанные их жителями. — М.: Эксмо, 2017. — 320 с.: ил. Галкина Ю., Косьмин М., Акимов А. Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями. — М.: Эксмо, 2020. — 432 с.: ил.

Благодарности: Работа выполнена в рамках проекта РНФ № 19-78-10076.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-293-302

Раздел: Рецензии

Страницы: 293 - 302

П. С. Куприянов


Конференция «Биография и память культуры»
Л. Е. Артамошкина
Аннотация

В обзоре представлены Материалы международной научной конференции «Биография и память культуры», прошедшей 14–16 октября 2020 г. в Санкт-Петербурге.

Благодарности: Публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ, № 19-011-00775, «Топология культурной памяти в диалоге поколений».

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-303-310

Раздел: Научная жизнь

Страницы: 303 - 310

Л. Е. Артамошкина


Конференция «Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях»
Д. И. Антонов, В. Б. Новикова
Аннотация

Представлены материалы Международной научной конференции «Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях», прошедшей 20–21 ноября 2020 г. в Москве.

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-311-318

Раздел: Научная жизнь

Страницы: 311 - 318

Д. И. Антонов


В. Б. Новикова