Архив
Архив
От редакции
Аннотация

-

Страницы: 7 - 9

Traces of scientific geography in Pliny’s Naturalis Historia
S. Bianchetti
Аннотация

«Естественная история» Плиния Старшего содержит множество свидетельств таких авторов, как Евдокс, Пифей и Эратосфен, — в книгах II–VI, посвященных космологии и географии. В VII книге, наоборот, фактически отсутствуют ссылки на авторов научных географических трудов (за исключением цитаты из сочинения Евдокса в VII, 24 об индах). VII книга представляет своего рода собрание рассказов о диковинах и по существу выполняет психолого-литературную функцию.
На основе анализа приводимых в книгах II–VI цитат из сочинений античных авторов в статье показано, что наряду с приверженностью Эратосфеновой картине мира Плиний отражает и представления о мире римлян эпохи Флавиев. Следовательно, описание картины мира у Плиния основано, скорее всего, на астрономо-климатической концепции географии (восходящей к Эратосфену и дополненной Посидонием) и на астролого-климатической концепции (восходящей к Нигидию Фигулу). Влияние Посидония на содержание «Естественной истории» не затрагивает структуру карты мира Эратосфена, но заключается главным образом в разъяснении происхождения атмосферных явлений и геологических процессов, что позволяет говорить о существовании климатических поясов. Последнее обстоятельство можно рассматривать в качестве элемента эволюционирующей картины мира Евдокса и Эратосфена. Кроме того, латинские источники (прежде всего Варрон наряду с Нигидием Фигулом и Витрувием), по всей видимости, сыграли важную роль в передаче знаний греческих ученых, а также в использовании латинской астрономической лексики, о чем свидетельствует труд Плиния Старшего.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-10-25

Ключевые слова
география, астрономия, Эратосфен, Евдокс, Пифей, Посидоний, карта мира, климатические пояса (параллели).

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 10 - 25

S. Bianchetti


Fragments of the historians of Alexander the Great in the Naturalis Historia: Between memory and oblivion
V. Bucciantini
Аннотация

В статье анализируется VI книга «Естественной истории» Плиния Старшего, содержащая сведения историков Александра Великого и других участников восточного похода. Плиний, обнаруживая знакомство со свидетельствами бематистов, не привлекает сочинение Аристобула по истори­ческой географии, а Птолемея упоминает лишь в отдельных местах в связи с незначительными ссылками. Более того, часть приводимых им сведений заимствована из произведений Юбы II. Таким образом, при изложении рассматриваемых в статье фрагментов Плиний вдохновлялся содержанием текстов Неарха. Помимо всего, кратко оценивая свидетельства современников-очевидцев, историков Александра Великого, Плиний не отмечает важности их информации. Сведения историков Александра Великого, использованные в «Естественной истории», отнюдь не играют столь решающей роли, как в «Анабасисе» (или «Походе Александра») Арриана из вифинской Никомедии. Историк Арриан полагал, что достижения Александра Великого следует использовать в качестве «примера» для императора Траяна (ср. «Деяния божественного Августа»), в то время как Плиний не ставил целью, да и не мог «подать пример» императору Веспасиану или его соправителю Титу. В современной Плинию политической жизни занятие историографией не являлось своего рода «бегством от действительности» (иными словами, это вовсе не приветствовалось), особенно в последние годы правления Нерона. Энциклопедическая направленность труда Плиния была обусловлена его содержанием: «описание мира в эпоху Флавиев» более не вызывало интереса и отнюдь не вдохновлялось мифом об Александре Великом — его место занимает Imitatio Alexandri в августовской пропаганде.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-26-39

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 26 - 39

V. Bucciantini


Плавания по океану в географических описаниях Плиния Старшего
А. В. Подосинов
Аннотация

В статье анализируется (на фоне других античных авторов), как римский ученый Плиний Старший в своих географических описаниях представлял себе океан, окружающий ойкумену, и возможность плавать вдоль океанского побережья. Построенное по принципу перипла описание ойкумены Плиния предполагало последовательный рассказ не только о берегах «Нашего моря» (в которое включались, кроме Средиземного, также и Черное, и Азовское моря), но и об океанических побережьях Атлантики, Северного, Восточного, Индийского и Африканского океанов (если иметь в виду античное понимание расположения ойкумены и окружающих ее океанов). В то время как наиболее исследованные и доступные плаванию Атлантический (от Северной Африки до Скандинавии) и Индийский (от Индии и Шри-Ланки до Сомали и Египта) океаны описаны наиболее подробно, Плинию приходилось домысливать остальные части ойкумены, омываемые океаном, но никогда не пройденные античными мореплавателями. Таким образом, получающаяся картина представляет собой смесь реальных знаний и фантастических домыслов.

Благодарности: Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РФФИ № 18-09-00486 «Пространства и ландшафты в мемориально-историческом, религиозном и политическом дискурсах Античности и Средневековья» (рук. А. В. Махлаюк).

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-40-56

Ключевые слова
Плиний Старший, «Естественная история», античная география, океанические плавания, географический вымысел, навигационная практика.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 40 - 56

А. В. Подосинов


Phrygian inventions by Pliny the Elder
E. N. Andreeva
Аннотация

В статье рассматриваются все изобретения, приписываемые Плинием Старшим фригийцам (обработка меди, повозка с четырьмя колесами, запряжка колесницы парой лошадей, поперечная и двойная флейты, фригийский музыкальный лад и вышивание иглой), и прослеживаются возможные источники соответствующих сообщений, а также анализируются причины, по котором именно эти открытия классическая традиция приписала фригийцам. Сюжеты, связанные с фригийцами в античной литературе, автор статьи условно делит на три большие группы: «мифологическую», «сакральную» и «реалистическую», демонстрируя, что скудные и разрозненные свидетельства об изобретателях-фригийцах в каталоге достижений человеческой культуры у Плиния Старшего лишь кажутся случайными, но на самом деле представляют собой закономерный синтез разнородной литературной традиции об этом народе, так или иначе отражающий все ее аспекты.

Благодарности: Эта статья представляет собой доработанную версию доклада, представленного на международной конференции «Плиний старший и его время» в сентябре 2018 г. (РАНХиГС, Москва). Автор хотела бы поблагодарить организаторов конференции, а также всех участников дискуссии за их важные замечания.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-57-72

Ключевые слова
Плиний Старший, «Естественная история», фригийцы, Фригия, изобретения, πρῶτοι εὑρεταί, классическая литературная традиция, Идейские Д.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 57 - 72

E. N. Andreeva


Magic in Pliny the Elder revisited
A. V. Belousov
Аннотация

Статья посвящена критической ревизии сведений о сущности, истории и содержании античной магии, которые Плиний Старший излагает в 28-й и 30-й книгах своей «Естественной истории», а также анализу ряда теоретических и источниковедческих подходов к этим сведениям, каковые сложились к настоящему моменту в современной науке. Общий пересмотр концепции магии у Плиния Старшего обусловлен, во-первых, тем, что наши знания о магии и ее теоретическом понимании у древних невероятно расширились за эти полвека, а с другой стороны, тем, что за последние десятилетия сильно изменился научный подход к «Естественной истории»: не переставая (как и для средневекового читателя) быть чудесным бабушкиным сундуком, из которого достают самые разные вещи для самых разных исследовательских целей, «Naturalis Historia» стала интересна и сама по себе, как opus sui generis. Магия у Плиния Старшего рассматривается в статье, исходя в первую очередь из философских и идеологических предпосылок самой книги. Автор кратко излагает содержание сведений Плиния о магии и приходит к следующему выводу: все, что говорит Плиний о магии (к которой относится с нескрываемым презрением, см. его риторические выпады против магии в 28-й книге и в очерке истории магии в 30-й книге), упирается по сути в две прочные и взаимосвязанные идеи. Во-первых, это очевидное первенство и главенство Рима над всем «земным кругом», а во-вторых, идея humanitas, которая, подобно платоническому благу, эманирует из Рима на весь подвластный ему мир, вплоть до мест, где истинно человеческое фактически отсутствует.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-73-90

Ключевые слова
Плиний Старший, римская религия, греческая религия, античная магия, иатромагия, история магии, humanitas.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 73 - 90

A. V. Belousov


Eponymic plants in Nicander of Colophon and Pliny the Elder: Alcibius’ herb
A. Malomud
Аннотация

В статье анализируются сведения о растении (либо растениях), названном (названных) по имени мифологического персонажа Алкибия, которые содержатся в «Theriaka» Никандра Колофонского и в «Естественной истории» Плиния Старшего. Рассматриваются два фрагмента, содержащие подробные этиологические экскурсы (Ἀλκιβίου ἔχις — Ther. 541–549; Ἀλκιβίοιο ποίη — 666–675). Идет ли здесь речь об одном растении или о разных, является предметом дискуссии. Плиний, не упоминая об Алкибии как об эпониме, говорит о двух растениях, названия которых, вероятно, связаны с этим персонажем: archebion (NH 22.51), описание которого во многом совпадает с таковым у Никандра, и alcibium (22.39), для которого Плиний лишь приводит рецепт — как и Никандр во втором отрывке. Этот пример, по мнению автора, подкрепляет гипотезу о том, что Плиний был непосредственно знаком с поэмами Никандра, а также иллюстрирует методы организации материала в медицинских книгах «Естественной истории». В статье также приводится список эпонимных растений, упоминаемых в корпусе сочинений Никандра, с указанием соответствий в энциклопедическом труде Плиния.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-91-100

Ключевые слова
Никандр Колофонский, Плиний Старший, Алкибий, эпонимы, primus inventor, названия растений.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 91 - 100

A. Malomud


Some remarks on the Preface of Caius Iulius Solinus
E. V. Ilyushechkina
Аннотация

В статье основное внимание уделяется так называемому первому предисловию к компиляции Гая Юлия Солина «Collectanea rerum memorabilium» и, в частности, тому, как его особенности (стилистические, структурные, риторические и жанрообразующие) раскрываются на фоне риторической системы конца III в. Анализ семантических связей, сравнений, метафор и других риторических элементов в предисловии помогает лучше понять авторское «я», цели и замысел произведения в целом, методы, намерения и вкусы автора. Используя темы и общие места, традиционные для латинских предисловий, Солин излагает методы отбора источников для своей компиляции, особенности материала, говорит даже о привлечении парадоксографических сюжетов и о собственном видении построения географического сочинения, что в результате создает уникальный текст. Что касается риторических приемов Солина, то он использует синонимы, антонимы, метафоры, проявляет особенное внимание к звукописи, употребляя уменьшительные суффиксы, ассонансы и пр. Отличительной чертой произведения Солина является то, что он начинает географический рассказ (описание ойкумены) с отрывка об основании Рима и краткой истории Вечного города, о чем автор говорит уже в предисловии.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-101-112

Ключевые слова
Гай Юлий Солин, Плиний Старший, Клавдий Салмазий, латинские предисловия, античная этногеография, риторическая топика.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 101 - 112

E. V. Ilyushechkina


Transformations of the world space: From Pliny’s Natural History to the Collectanea Rerum Memorabilium of C. Julius Solinus and the poem De Mirabilibus of Theodericus
A. E. Kuznetsov
Аннотация

В статье рассматриваются два последовательно сделанных сокращения «Естественной истории» Плиния Старшего: «Собрание достопамятных вещей» Гая Юлия Солина и средневековое сокращение Солина, сделанное в стихах неким Теодериком. Основное внимание уделяется той части «Collectanea», в которой дается географический упорядоченный обзор Экумены, соответствующий книгам 3–6 Плиния. Географическая часть представляет особый интерес для понимания поэмы Теодерика. Анализ структуры текста позволяет выявить глубинные различия между исследуемыми авторами. Эти различия могут быть интерпретированы как изменения глобальных представлений о мировом географическом пространстве. Для Солина большой мировой континуум был основой для упорядочения почерпнутого у Плиния энциклопедического материала, который у Солина структурирован наподобие современной базы данных. Эта структура названа в статье ветвящимся каталогом. В отличие от Солина, Теодерик полностью утратил идею Мирового континуума. Он не упоминает большую часть географических названий, и названия больших областей за редкими исключениями опущены. При этом он демонстрирует непоследовательную тенденцию сводить сведения, взятые у Солина, к тематическим блокам. В целом Теодерик имел смутное представление о том, как устроен мир в географическом пространстве, поэтому он не мог распознать явные ошибки в в своем экземпляре сочинения Солина, которые могли затронуть связность географического континуума. Пренебрежение географическим пространством можно объяснить тем, что поэма, вероятно, создавалась как многоуровневая аллегория, в которой географическая локализация не имела существенного значения.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-113-145

Ключевые слова
античная география, средневековая география, диахрония пространств, пространство в литературе, критика текста, бестиарии, монстры в литературе, средневековая поэзия, Плиний Старший, Гай Юлий Солин.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 113 - 145

A. E. Kuznetsov


Pliny and the classical tradition of the description of Britain
S. G. Mereminskiy
Аннотация

Статья посвящена описанию Британии в «Естественной истории» Плиния Старшего. Прослеживаются источники, которыми пользовался Плиний, а также место, которого это описание занимает в античной географической традиции. Римский автор имел возможность опереться на сочинения целого ряда своих предшественников, начиная с Пифея из Массалии, предположительно совершившего в IV в. до н. э. плавание на север вдоль западного побережья Европы. В трудах географов эллинистического (Посидоний, Гиппарх) и римского (Страбон, Диодор Сицилийский) времени сложился достаточно устойчивый набор элементов характеристики Британских островов. Хотя ко времени, когда Плиний писал свой труд, Британия уже стала провинцией Римской империи, в «Естественной истории» использована главным образом предшествующая ученая традиция, а не свидетельства очевидцев. Плиний не успел включить в свой труд материалы, полученные экспедицией Марка Випсания Агриппы. Образ Британии, сложившийся на основании трудов Плиния и др. римских и греческих авторов, обладал рядом устойчивых, повторяющихся характеристик: это остров в Океане, находящийся на самом краю ойкумены, далекий и труднодоступный, но при этом плодородный и обладающий природными богатствами. Поскольку Океан в античной географии обозначал вод­ное пространство, опоясывающее весь обитаемый мир, Британия и соседние с ней острова иногда рассматривались, как «другой мир» (alter orbis). Для римских авторов завоевание Британии было закономерным завершением процесса распространения власти Вечного Города до самых отдаленных пределов мира. Заключительная часть статьи посвящена анализу влияния, оказанного сочинением Плиния на средневековые представления о географии Британских островов. Сделан вывод, что по крайней мере некоторые авторы XII–XIII вв. (включая знаменитого английского хрониста Матвея Парижского) обращались за информацией непосредственно к «Естественной истории», а в некоторых случаях сопоставляли друг с другом различные источники, отмечая расхождения между ними.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-146-157

Ключевые слова
Британия, Англия, античная география, географические представления, Плиний, Орозий, Гильда, Беда Достопочтенный, Матвей Парижский.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 146 - 157

S. G. Mereminskiy


Images of animals from Historia Naturalis in political rhetoric of Late Antiquity: Blossius Aemilius Dracontius’ lion
I. M. Nikolsky
Аннотация

Проблематика статьи связана с репрезентацией Плиниевых образов животных, известных по «Естественной истории», в эпоху поздней античности. В частности, речь идет об образе льва, показанного самым благородным и милосердным среди хищников в восьмой книге сочинения Плиния. Именно в таком виде его в целом приняла античная традиция, однако я пытаюсь показать, что в ряде случаев, связанных, в частности, с творчеством карфагенского поэта V в. Блоссия Эмилия Драконция этот «благородный» образ использовался лишь как маска, необходимая, чтобы скрыть критический настрой произведений, являющихся по сути политическими памфлетами и направленных против вандальских королей, которые захватили в то время власть в Северной Африке.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-158-167

Ключевые слова
Плиний, «Естественная история», поздняя античность, рецепция классической традиции, Драконций, вандальская Африка.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 158 - 167

I. M. Nikolsky


The influence and use of Pliny’s Naturalis Historia in Isidore of Seville’s Etymologiae
I. Velázquez Soriano
Аннотация

Статья посвящена такой дискуссионной проблеме, как использование в «Этимологиях» Исидора Севильского в качестве источника «Естественной истории» Плиния Старшего — напрямую или косвенным образом. Типология источников, использованных Исидором, рассматривается в соответствии с классификацией Фонтена [Fontaine 1960: 149]: 1) источники, установленные благодаря параллельному тексту; 2) источники, установленные без обращения к письменным текстам; 3) свидетельства предыдущих источников об аналогичном предмете изложения, которые, вероятно, не использовались Исидором; 4) тексты, косвенным образом относящиеся к тексту Исидора и содержащие идентичную с его трудом лексику. Анализируются прямые заимствования из Плиния, косвенное использование его текста, а также предположительное заимствование, если источник не упоминается. Рассматриваются приемы работы Исидора с источниками посредством сравнения отдельных текстов. Творческий метод Исидора при написании «Этимологий» обозначается термином conflatio. Изложенное позволяет сделать вывод, что Исидору «Естественная история» была известна и что он использовал ее в качестве источника, хотя он использовал этот материал лишь по необходимости.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-168-186

Ключевые слова
Плиний Старший, «Естественная история», Исидор Севильский, «Этимологии», использование литературных источников, краткое изложение текста, использование выбранных мест, техника выбранного текста, confl.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 168 - 186

I. Velázquez Soriano


Segund diz Plinio…: «Естественная история» Плиния Старшего как возможный источник «Истории Испании» Альфонсо Х Мудрого
О. O. Ауров
Аннотация

Статья посвящена проблеме использования «Естественной истории» Плиния Старшего (ок. 23–79) как одного из источников средневековой хроники «История Испании» («Estoria de Espanna»), составленной на разговорном (средневековом кастильском) языке при дворе Альфонсо Х Мудрого (1252–1284) после 1270 г. Прямых рукописных свидетельств использования Плиниева текста в королевском скриптории не сохранилось. Анализ текста хроники показывает, что в «Истории Испании» (как, впрочем, и во «Всеобщей истории», создававшейся в том же скриптории) заимствования из «Естественной истории» имеют явно вторичное происхождение. Вместе с тем не вызывает сомнений высокий авторитет трудов Плиния в Кастилии и Леоне указанного периода, ставший следствием общего роста интереса к античной культуре в контексте «долгого XII века». Этот интерес лишь нарастал в следующее столетие, в период укрепления культурных связей с Италией и влияния итальянского Возрождения. Среди прочего эта тенденция четко прослеживается и на примере рукописной традиции «испанского Плиния» XIV в.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-187-213

Ключевые слова
Плиний Старший, «Naturalis Historia», Альфонсо Х Мудрый, «Estoria de Espanna», средневековая историо­графия, рукописная традиция, Королевство Кастилия и Леон.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 187 - 213

О. O. Ауров


An English translation of Pliny’s geographical books for the 21st century
R. J. A. Talbert
Аннотация

Цель статьи — рассказать о предпринятом ее автором совместно с коллегой проекте, направленном на пересмотр и замену давно устаревшего перевода на английский язык гео­графических книг «Естественной истории» Плиния Старшего в серии «Loeb Classical Library» (1940). Обсуждаются проблемы определения целевой читательской аудитории нового перевода (в отношении не владеющих латынью, объем (книги III–VI и предваряющая их II книга о строении космоса вкупе с последующими географическими пассажами в книгах VII–XXXVII), привлекаемые издания (серии «Budé» выборочно и «Tusculum» полностью), необходимость соблюдения баланса между точностью и удобочитаемостью перевода. Большое значение уделяется выразительным средствам языка для передачи топонимов и этнонимов наряду с надлежащей передачей особенностей языка Плиния, особенно его сокращенного стиля staccato, со списками, в которых отсутствуют глаголы, и с пространными предложениями. В статье также идет речь о дополнительных разделах издания — о примечаниях, сопровождающем текст географической карте обитаемого мира (цифровой) и комментарии.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-214-228

Ключевые слова
Центр картографии античного мира, география, Г. Рэкхэм, перевод с латинского на английский, «Естественная история», Loeb Classical Library, Плиний Старший, Римская империя.

Раздел: Плиний Старший и его время: политика, идеология, знание

Страницы: 214 - 228

R. J. A. Talbert


Литература о повседневности и повседневность в литературе (обзор книг В. А. Мильчиной)
А. А. Сабашникова, Я. С. Линкова
Аннотация

Обзор книг:
Мильчина В. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь. — М.: Нов. лит. обозрение, 2013. — 944 с.: ил. — (Культура повседневности).
Французы, нарисованные ими самими. Парижанки / Сост., вступ. ст. и ред. пер. В. Мильчиной. — М.: Нов. лит. обозрение, 2014. — 832 с.: ил. — (Культура повседневности).
Сцены частной и общественной жизни животных: этюды современных нравов / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. В. Мильчиной. — М.: Нов. лит. обозрение, 2015. — 656 с.: ил. — (Культура повседневности).
Мильчина В. Имена парижских улиц: путеводитель по названиям. — М.: Нов. лит. обозрение, 2016. — 320 с. — (Культура повседневности).
Мильчина В. Парижане о себе и о своем городе: «Париж, или Книга Ста и одного» (1831–1834). — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 696

Благодарности: В работе использованы результаты проекта «Литературный процесс в контексте интеллектуальной истории», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г.

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-229-242

Раздел: Рецензии

Страницы: 229 - 242

А. А. Сабашникова


Я. С. Линкова